Надзор по труду и заработной плате. Трудовая инспекция — что это такое и, что она проверяет

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2004 года N 324

Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости


Документ с изменениями, внесенными:
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 37, 10.09.2007);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 46, 17.11.2008);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, 05.01.2009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 43 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 6, 09.02.2009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 649 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 33, 17.08.2009);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 26, 28.06.2010);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 14, 04.04.2011);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, 02.01.2012);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 15, 09.04.2012);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 26, 25.06.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.08.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.11.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.06.2014) (вступило в силу с 1 января 2015 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.01.2015, N 0001201501080007);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.04.2015, N 0001201504140036) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2015 года N 347). ;
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2015, N 0001201512310012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.07.2016, N 0001201607070026).

____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по труду и занятости.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

Положение о Федеральной службе по труду и занятости

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2004 года N 324

(с изменениями на 1 июля 2016 года)

I. Общие положения

1. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан. *1)
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611; в редакции, введенной в действие с 12 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 726 . - См. предыдущую редакцию)

2. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611 . - См. предыдущую редакцию)

3. Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а также настоящим Положением.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611 . - См. предыдущую редакцию)

4. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт в редакции - см. предыдущую редакцию). *4)

II. Полномочия

5. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:

5.1.1. работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию);

5.1.2. установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

5.1.3. осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения в части государственных гарантий социальной поддержки безработных граждан, о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, об отстранении от должности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации;
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 277 . - См. предыдущую редакцию)

5.1.4. Подпункт дополнительно включен с 3 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611 ; утратил силу с 1 января 2015 года - постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 581 . - См. предыдущую редакцию .

5.1_1. осуществляет надзор и контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
(Подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 ; в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 277 . - См. предыдущую редакцию)

5.1.1_1. осуществляет надзор и контроль за осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 277)

5.1_2. осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года N 1016);

5.1_3. осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 581)

5.1_4. осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, компенсаций и других выплат отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2015 года N 347)

5.2. осуществляет контроль за:

5.2.1. подпункт утратил силу - - см. предыдущую редакцию ;

5.2.2. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;

5.2.3. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;

5.2.4. прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;

5.2.5. расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559);

5.2.6. обеспечением государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
(Подпункт дополнительно включен с 17 апреля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 277)

5.2.7. порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611)

5.2.8. деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
(Подпункт дополнительно включен с 3 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611)

5.3. регистрирует в уведомительном порядке (подпункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию):

5.3.1. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;

5.3.2. отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения; *5.3.2)
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 августа 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 года N 683 . - См. предыдущую редакцию)

5.3.3. коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559);

5.4. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию :

5.4.1. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;

5.4.2. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;

5.4.3. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;

5.4.4. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;

5.4.5. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;

5.4.6. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;

5.4.7. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;

5.4.8. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;

5.4.9. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;

5.4.10. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;

5.4.11. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;

5.4.12. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;

5.4.13. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;

5.5. осуществляет:

5.5.1. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;

5.5.2. рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;

5.5.3. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;

5.5.4. информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; *5.5.4)

5.5.5. обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;

5.5.6. анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;

5.5.7. реализацию федеральных программ в сфере занятости населения;
(Подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 ; в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 277 . - См. предыдущую редакцию)

5.5.7_1. Подпункт, дополнительно включенный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 . - См. предыдущую редакцию ;

5.5.8. принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;

5.5.9. подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;

5.5.10. содействие в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559);

5.5.11. организацию подготовки трудовых арбитров (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559);

5.5.12. ведение базы данных по учету трудовых арбитров (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559); *5.5.12)

5.5.13. Подпункт, дополнительно включенный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 , утратил силу с 17 апреля 2012 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 277 . - См. предыдущую редакцию ;

5.5.14. государственную экспертизу условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и оценки фактических условий труда работников;
(Подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 ; в редакции, введенной в действие с 12 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 726 . - См. предыдущую редакцию)

5.5.15. формирование и ведение в установленном порядке регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559);

5.5.16. прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
(Подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года N 1132)

5.5.17. проверку деятельности организаций, осуществляющих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения;
(Подпункт дополнительно включен с 3 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611)

5.5.18. формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 726)

5.5.19. принятие решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
(Подпункт дополнительно включен с 12 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 726)

5.5.20. рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;
, утратил силу с 17 апреля 2012 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 277 . - См. предыдущую редакцию ;

5.5_3. в случаях, установленных федеральными законами, готовит и направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559);

5.5_4. анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559);

5.5_5. участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559);

5.5_6. организует предоставление социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан;
(Подпункт дополнительно включен с 3 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611)

5.6. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.6_1. является оператором информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России", ответственным за ее формирование, развитие и модернизацию;
(Подпункт дополнительно включен с 22 апреля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2015 года N 347)

5.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.8. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок; *5.8)

5.9. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

5.10. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности территориальных органов по их мобилизационной подготовке (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию);

5.10_1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года N 438);

5.11. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, территориальных органов;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 ноября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 года N 988 . - См. предыдущую редакцию)

5.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.13. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.14. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года N 1581 . - См. предыдущую редакцию)

5.15. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по труду и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; *6.3)

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6.5_1. составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559);

6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию);

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности; *6.7)

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов труда. *6.8)

7. Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по труду и занятости по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы, контролю деятельности в возглавляемой им Службе (ее структурных подразделениях, территориальных органах) (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию).

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611 . - См. предыдущую редакцию)

Руководитель Федеральной службы по труду и занятости является главным государственным инспектором труда Российской Федерации (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года N 1016).

Руководитель Федеральной службы по труду и занятости несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Руководитель Федеральной службы по труду и занятости имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 января 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 1435 . - См. предыдущую редакцию)

Количество заместителей руководителя Федеральной службы по труду и занятости устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. представляет Министру труда и социальной защиты Российской Федерации:
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 3 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611 . - См. предыдущую редакцию)

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.4. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей территориальных органов Службы;

9.2.5. проект положения о территориальных органах Службы;

9.2.6. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении; *9.2.6)

9.2.7. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

9.2.8. предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации, о награждении ведомственным знаком отличия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", работников центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;
(Подпункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 814 - см. предыдущую редакцию ; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года N 616 . - См. предыдущую редакцию)

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы и заместителей руководителей ее территориальных органов;

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по труду и занятости; *9.4)

9.5. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; *9.6)

9.7. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;

9.8. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации , федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611 . - См. предыдущую редакцию)

10. Финансирование расходов на содержание аппарата Федеральной службы по труду и занятости, ее территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию). *10)

11. Федеральная служба по труду и занятости является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральная служба по труду и занятости вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 года N 210 ; в редакции, введенной в действие с 3 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611 . - См. предыдущую редакцию) *11.2)

12. Место нахождения Федеральной службы по труду и занятости - г.Москва.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Как составить заявление и обратиться в трудовую инспекцию онлайн? Что проверяет инспекция по трудовым спорам? Как проходит проверка работодателя инспекцией по труду?

Случаи нарушения трудовых прав работников распространены повсеместно. Большинство людей воспринимают несправедливость от начальства как неизбежную неприятность и ничего не предпринимают, опасаясь возмездия в виде санкций или увольнения.

Между тем Российское законодательство обладает полным арсеналом нормативных документов и административных рычагов, чтобы защитить права простого работника, а любого самодура-начальника поставить на место.

Вас приветствует Валерий Чемакин - консультант по правовым вопросам, и в этой статье пойдет речь о такой полезной службе, как трудовая инспекция. Вы узнаете, насколько эффективна ее защита.

В конце статьи вы найдете обзор нескольких юридических компаний, сотрудники которых помогут решить ваши разногласия с начальством.

1. Что такое трудовая инспекция и что она проверяет?

Трудовое законодательство включает в себя множество норм и правил, которые регулируют взаимоотношения между работниками и работодателями.

Со стороны последних довольно часто проявляется игнорирование трудового права, что способствует возникновению . О сути этого понятия читайте в нашей специальной статье.

Для их разрешения в России создана трудовая инспекция, обращение в которую дает возможность работникам отстоять свои права во внесудебном порядке. Все работодатели обязаны подчиняться решению этого органа или обжаловать его в суд. Подчиняется инспекция министерству труда и социальной защиты населения.

Контроль и надзор в сфере трудовых отношений, проведение проверок по охране труда, рассмотрение жалоб - это далеко не всё, чем занимается Государственная трудовая инспекция.

Виды деятельности трудовой инспекции:

  • проводит проверки работодателей (плановые и внеплановые) на предмет выявления и пресечения фактов нарушения трудового законодательства;
  • контролирует ход проверок по несчастным случаям на производстве;
  • проверяет законность при выплатах социальных пособий;
  • контролирует деятельность органов опеки в части работы с недееспособными гражданами;
  • разрешает в государственных учреждениях;
  • проводит информационно-просветительскую работу;
  • проводит экспертизу вредных условий производства;
  • оценивает положение дел с охраной труда на предприятиях.

Еще одно название этой представленной во всех регионах службы - Роструд.

2. Когда следует обращаться в инспекцию по труду — обзор основных ситуаций

Полномочия трудовой инспекции таковы, что инспектор вправе прийти с проверкой не только по ранее согласованному плану, но и внепланово. Это возможно, когда поступают жалобы на работодателя от сотрудников, а (о ее функциях читайте отдельную статью) не в состоянии разрешить конфликт.

Так как трудовая инспекция — это государственный контролирующий орган, то внеплановая проверка назначается и для контроля исполнения предписания по истечении срока устранения нарушений. Каковы же основания для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией?

Ситуация 1. Задержка или невыплата заработной платы

Законом установлено, что работник должен два раза в месяц получать зарплату. В трудовом договоре дни выплаты четко отражены. Если работодатель систематически задерживает зарплату или выплачивает ее не полностью, работник имеет право обратиться в инспекцию с жалобой. Кстати, на работу можно не ходить, пока долг не будет погашен. Вам еще и вынужденный простой потом оплатят.

Ситуация 2. Неправильный расчет компенсаций при увольнении

В день увольнения работник имеет право получить полный расчет с учетом всех положенных компенсаций. Если работодатель этого не сделал или обманул увольняющегося сотрудника, то трудовая инспекция наложит на него штраф, даже если он ИП. Кроме того, обяжет выплатить все до копейки.

Ситуация 3. Невыплата пособий

Россия - социальное государство, поэтому большое количество граждан относится к льготной категории. Им положены пособия, выплата которых зависит от множества факторов. Органы, администрирующие эти выплаты, иногда допускают нарушения и отказывают гражданам в их законном праве. В этом случае тоже нужно обращаться в инспекцию.

Пример

Николай Павлович жил в удаленной деревне и пока позволяло здоровье, разводил пчел. Несколько лет назад он купил несовершеннолетнему сыну квартиру в городе с прицелом на то, что тот поступит в вуз и ему понадобится собственное жильё. Потом Николай Павлович занемог и пасеку пришлось продать, но пенсия у него была северная.

Сын поступил учиться и обратился за социальной стипендией, но ему отказали, мотивируя тем, что у них с отцом достаточный доход, а еще и квартира собственная есть.

Парень обратился ко мне за консультацией, я посоветовал обратиться в трудовою инспекцию. Ведь он проживал в квартире один, был совершеннолетний на момент подачи заявления на стипендию, а значит, отец не должен учитываться как член семьи при расчете.

Это помогло. Буквально через несколько дней ему выдали справку, по которой стали выплачивать стипендию. Самое интересное - инспектору достаточно было только позвонить в соцзащиту и предупредить, что они допустили нарушение.

Ситуация 4. Отказ в реализации права на отпуск

Согласно трудовому кодексу и Конституции, все работники имеют право на отдых. Работник вправе воспользоваться им уже через 6 месяцев после трудоустройства. Некоторые работодатели, прикрываясь служебной необходимостью, не отпускают своих сотрудников на отдых.

В результате проходит год, полтора, а иногда и даже два. Такого быть не должно - обязательно обращайтесь в трудовую инспекцию. А как это сделать, читайте в следующем разделе.

3. Какими способами можно подать жалобу в трудовую инспекцию — 3 проверенных способа

Вы не знаете, как написать на работодателя в трудовую инспекцию, а очень хочется? Тогда вы должны усвоить некоторые правила.

Правила составления жалобы в трудовую инспекцию:

  • не лейте воду, описывайте только факты и подкрепляйте их доказательствами;
  • меньше эмоций — они не несут смысловой нагрузки;
  • не употребляйте ненормативную лексику;
  • представляйтесь и указывайте свои контакты.

Если кто-то задается вопросом, можно ли анонимно обратиться в трудовую инспекцию, знайте, что такая кляуза рассмотрена не будет. Ниже я предлагаю рассмотреть 3 способа обращения.

Способ 1. Лично обратиться в трудовую инспекцию

Если в вашем городе или поселке есть действующее представительство трудовой инспекции, придите туда лично и изложите свою проблему непосредственно инспектору. Возможно, он решит вашу проблему без всякого заявления или объяснит, что вы заблуждаетесь, а работодатель прав.

Если же правда на вашей стороне, то нужно написать обращение по предложенному инспектором образцу. В нем изложите факты, которые вы несколько раз перепроверили. Пишите без эмоций, лаконично со ссылками на прилагаемые документы.

Какие документы нужны для обращения в трудовую инспекцию:

  • паспорт;
  • трудовой договор;
  • приказы или распоряжения руководителя, относящиеся к делу;
  • другие документы, подтверждающие неправомерность действий администрации.

О приеме документов на рассмотрение будет сделана отметка, а вам выдадут расписку.

Способ 2. Отправить заявление по почте

Как написать письмо в трудовую инспекцию, чтобы оно действительно дошло до адресата и было рассмотрено? Нет ничего проще. Представьтесь. Укажите наименование и реквизиты организации, к которой у вас появились претензии. Лаконично и аргументированно изложите их суть. Приобщите к письму копии подтверждающих ваши слова документов по описи.

После этого отправьте заказное письмо с уведомлением. Вам придет отрывной талончик, подтверждающий, что ваше обращение поступило по адресу. Не забудьте указать обратный адрес, телефон и электронную почту. Это поможет оперативнее решить вашу проблему.

Способ 3. Через Интернет

Самый удобный способ - это подача обращения в трудовую инспекцию онлайн. На сайте Роструда есть специальная форма для этого. Она очень удобная и не требует особых познаний. О том, как воспользоваться этим способом, читайте в следующем разделе.

4. Как подать заявление в трудовую инспекцию онлайн — пошаговая инструкция для новичков

Современные технологии позволяют решать с помощью интернета самые серьёзные и насущные задачи. В частности сегодня можно получить большое количество услуг путем подачи заявок через порталы соответствующих органов или непосредственно через сайт Госуслуги.

2) Lexlife

Эта компания специализируется на разрешении всех видов споров в судебном и внесудебном порядке,в том числе урегулированием трудовых споров. Главное, не пропустите установленный законом срок обращения в трудовую инспекцию, особенно после увольнения. Для этого нужно сразу же воспользоваться услугами компании Lexlife.

Услуги компании:

Наименование услуги Суть услуги
1 Консультирование Оказание консультационных услуг в устной и письменной форме по трудовому законодательству
2 Досудебное урегулирование спора с работодателем Путем обращения в трудовую инспекцию и переговоров с администрацией фирмы
3 Составление претензии, искового заявления Грамотное оформление этих документов со ссылками на законодательство
4 Защита интересов работника в судебных инстанциях Полное сопровождение в судах

3) Юскон

Основное направление деятельности компании - бухгалтерское сопровождение. Однако решение кадровых вопросов предприятия тоже входит в сферу интересов фирмы. Если вы работник, то специалисты проконсультируют и защитят ваши права, как в трудовой инспекции, так и в суде. Если вы работодатель, то, заключив с ними договор, вы оградите себя от ненужных исков, связанных с нарушением трудового законодательства.

Теперь предлагаю посмотреть тематический видеоролик.

7. Как обжаловать решение трудовой инспекции — порядок действий

К сожалению, решение трудовой инспекции не всегда полностью удовлетворяет пострадавшего. Но каждый имеет право его обжаловать вначале у руководителя этой службы, а потом и в суде.

Как это сделать - читайте ниже.

Действие 1. Составляем и отправляем письмо руководителю трудовой инспекции

Если вы считаете, что при проведении проверки инспектор не учел некоторые доводы и принял решение не в вашу пользу, подготовьте подготовить письмо на имя его руководителя. В нем подробно опишите суть проблемы, приложите копию ответа инспектора и обозначьте моменты, с которыми вы не согласны. Обоснуйте свои утверждения. При необходимости найдите дополнительные доводы в свою пользу.

Срок рассмотрения такой жалобы не более 30 дней. Если результаты вас устроили, инцидент можно считать исчерпанным. Если нет, то переходим к следующему действию.

Действие 2. Собираем документы и материалы, которые вы хотите оспорить

В суд нужно предоставить те документы, которые, по вашему мнению, носят спорный характер. К ним отнесем: приказы и распоряжения руководителя, табели и графики, расчетные документы. Сюда же кладем ответы, полученные из трудовой инспекции.

Действие 3. Обращаемся в суд

Пишем исковое заявление по образцу, который берем в суде. Приобщаем к нему документы, перечисленные выше, заявляем свидетелей при необходимости. Не забудьте оплатить госпошлину. При обращении в суд я рекомендую нанять юриста, который имеет опыт ведения гражданских дел в сфере трудового права.

8. Заключение

Трудовая инспекция - орган, который поможет разрешить ваш конфликт с работодателем без обращения в суд с наименьшими материальными и временными потерями.

Вопрос читателям

Куда вы предпочтете обратиться в первую очередь при нарушении трудовых прав? В суд или в трудовую инспекцию? Почему?

Желаю вам полного взаимопонимания в трудовом коллективе, хорошей зарплаты и частых премий! Если понравилась статья, прошу ее оценить, прокомментировать и поставить лайки в социальных сетях.

В отношениях между работодателем и сотрудником все права и обязанности обоих регулируются нормами ТК РФ.

Законом предусмотрены обязательные условия, которым должно соответствовать рабочее место, и социальные условия, которыми должен быть обеспечен работник.

За соблюдением норм Трудового кодекса государством следит контролирующий орган, находящийся в подчинении Министерства труда и соцзащиты.

Постановлением правительства РФ № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» от 30.06.2004 исполнительным органом в сфере надзора трудовых отношений был назначен Роструд. Другое название этого контролирующего органа – Государственная трудовая инспекция.

Эта организация имеет территориальные подразделения в каждом субъекте Российской Федерации и непосредственно подчиняется Федеральной службе по труду и занятости.


Основные задачи и полномочия Государственной трудовой инспекции описаны в части 2 Постановления № 324. Они включают в себя:

  1. Контроль за соблюдением норм трудового права работодателями. Производится путем проверок – плановых и внеплановых.
  2. Надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии.
  3. Надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами, облеченными государственной властью.
  4. Надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, касающийся недееспособных лиц.
  5. Рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, которые финансируются государством.
  6. Информирование работников и работодателей по вопросам, касающимся трудового законодательства.
  7. Проведение государственной экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций.
  8. Оценку соблюдения правил охраны труда на предприятии.

Когда имеет смысл обращаться в Трудовую инспекцию


Стоит сказать, что помимо плановых проверок Государственная инспекция труда проводит внеплановые проверки при условиях, описанных в статье 360 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно тексту этого документа ГТИ может прийти в следующих случаях:

  • При поступлении заявлений от сотрудников предприятия, свидетельствующих о фактах нарушения нанимателем основных правовых актов трудового законодательства.
  • При наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права.
  • При поступлении от сотрудника предприятия просьбы, заключающейся в проверке условий места, за которым он работает, на соответствие требованиям Охраны труда.
  • По окончании срока, назначенного работодателю для устранения нарушений, связанных с исполнением трудового законодательства.

В том случае, если работник считает, что его трудовые права нарушаются работодателем в какой-либо мере, он вправе обратиться с жалобой в орган трудовой инспекции. Это можно сделать в следующих случаях:

  • задержка выплаты или невыплата заработной платы;

Согласно трудовому законодательству заработная плата должна выплачиваться два раза в месяц.

Если работодатель не выплачивает заработную плату, по статье 142 ТК РФ работник предприятия в праве приостановить выполнение своих трудовых обязанностей и не находиться на своем рабочем месте на срок, пока зарплата не будет выплачена в полном объеме. При этом ему должна выплачиваться компенсация за каждый день простоя. Об этом говорит тест статьи 236 ТК РФ.

  • неправильный расчет компенсаций при увольнении;
  • невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;

Сверхурочная работа согласно нормам статьи 152 ТК РФ не должна превышать ста двадцати часов за календарный год. Оплачиваться такая работа должна в двойном размере (за исключением первых двух часов – они оплачиваются в полуторном размере от установленного оклада). По согласованию с работником и только с его согласия работодатель может предоставить отгул в качестве возмещения за сверхурочную работу или работу в выходные дни.

  • нежелание работодателя заключать трудовой договор;

По закону заключение трудового договора является обязательным условием для начала работы.

  • некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;
  • несоответствие фактических условий труда тексту договора.

Причин для обращения в Роструд может быть еще очень много, но все они должны иметь под собой основания, свидетельствующие о нарушении прав работника.

Как обратиться в трудовую инспекцию


Для того, чтобы обратиться в Роструд с жалобой, первым делом нужно найти в справочнике или в сети Интернет адрес территориального отдела ГТИ и фамилию инспектора, курирующего участок, на котором расположено предприятие.

Оформить саму жалобу в письменном виде в двух экземплярах.

Если существуют документы, которые свидетельствуют о нарушении прав работника, их нужно приложить к жалобе.

Подать жалобу в территориальный орган Роструда лично или по почте посредством заказного письма. Один экземпляр остается у инспектора, а на втором проставляется отметка о принятии жалобы к рассмотрению, число и подпись.

После получения заявления ГТИ в течение 30 дней должна ее рассмотреть и направить инспектора для проведения проверки предприятия.

По закону (статья 358 ТК РФ) органы ГТИ не имеют права разглашать имя лица, от которого поступила жалоба.

Что может проверять Трудовая инспекция


При проведении проверок Государственная трудовая инспекция в первую очередь проверяет документацию предприятия: уставную, организационную и трудовую.

К трудовым документам относятся те, которые касаются всех сотрудников предприятия:

  • договора – трудовые и коллективные;
  • штатные расписания и табели учета рабочего времени;
  • внутренние правила предприятия, связанные с организацией рабочего времени и перерывов;
  • графики предоставления отпусков и зарплатные ведомости;
  • всевозможные журналы и книги учета.

Все документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями ТК РФ.

Основные ошибки встречаются при оформлении трудового договора.

Согласно статье 57 ТК Российской Федерации, трудовой договор должен состоять из трех частей:

  • сведения о работнике и работодателе;
  • обязательные условия договора;
  • дополнительные условия.

Юрист, который проводит экспертизу договора, в первую очередь следит, чтобы в тексте были указаны все условия, обязательные для включения. Эти условия закреплены в статье 57 ТК РФ и представляют собой следующие требования:

  • данные о месте работы и трудовых обязанностях (с указанием должности согласно штатному расписанию и конкретного вида работы);
  • дата начала работы и режим рабочего времени;
  • условия оплаты труда и время отдыха;
  • компенсации за работу, связанную с вредными или опасными условиями.

Если при подписании в договоре отсутствуют какие-либо из обязательных условий, они должны быть зафиксированы в виде дополнительного соглашения, составляющего неотъемлемую часть трудового договора.

Помимо проверки документации инспектор может проверить служебные помещения, помещения для принятия пищи и отдыха сотрудников, а также рабочие места на предмет соответствия с правилами охраны труда.

По ходу проверки ГТИ может опрашивать персонал, запрашивать любую информацию, необходимую для проверки.

При выявлении нарушений Роструд имеет право приостанавливать работу предприятия в целом или отдельных его подразделений, может отстранить от работы сотрудников, не прошедших курс инструктажа по технике безопасности на рабочем месте.

Инспектор имеет право привлекать к ответственности (административной) тех лиц, которые виновны в нарушении норм трудового законодательства.

Направлять в органы судебной власти требование о прекращении деятельности предприятия, если заключением трудовой экспертизы установлено, что условия труда не удовлетворяют требованиям ТК РФ.