Определение категории опасности предприятия в зависимости от массы и видового состава вредных выбросов

Предприятия по производству молочной продукции отнесли к объектам 1-2 категориям опасности. Опрос Milknews показал, что не все наши читатели знают что это такое. Впрочем, неудивительно, потому что это относительно новое понятие. Поэтому мы решили написать об этом в очередном выпуске нашей рубрики «Простыми словами».

Что случилось?

Правительство отнесло предприятия молочной промышленности к 1-2 категории опасности, а Минприроды недавно в ответ на запрос Минсельхоза написало, что считает это обоснованным. Ранее молокоперерабатывающие предприятия относились к 3 классу опасности по санитарно-защитным зонам вокруг предприятий, а категорий опасности не было как таковых - это нововведение.

Что такое категории опасности вкратце?

Это дифференциация на четыре категории всех предприятий по силе воздействия на окружающую среду. Чем выше номер категории, тем слабее воздействие. Отсюда отнесение к I-II категории опасности ставит переработку молока в один ряд с химическими производствами, металлургией и мусоропереработкой. Минсельхоз и специалисты с этим не согласны, тем более, что ранее, судя по требованиям к этой отрасли, молокопереработка опасной не считалась. Но об этом .

Кстати, если заметили, мы не используем слово «экология». Некоторые специалисты считают, что правильно говорить «загрязнение окружающей среды». В документах тоже применяется только такое словосочетание.

Как определить к какой категории опасности относится мое предприятие?

Определить в какой именно категории находится ваше предприятия можно (смотрите текст, выделеных желтым).

Зачем нужны категории опасности?

Чтобы лучше регулировать разные по степени загрязнения окружающей среды отрасли. В постановление об этом написано прямо: «Принятые решения позволят дифференцировать предприятия по значимости воздействия на окружающую среду в целях применения к ним в дальнейшем пропорциональных мер государственного регулирования».

Хорошо, а теперь расскажите подробно про каждую категорию опасности

Итак, в постановлении правительства есть четыре категории опасности. Предприятия разделяются как по отраслям, так и мощностям производства, что логично, ведь крупный завод может навредить гораздо больше, чем небольшой.

А теперь пройдемся по каждой категории от меньшего «зла» к большому и определим куда относится переработка молока:

II категория
В нее тоже включили предприятия, которые оказывают «умеренное негативное воздействие на окружающую среду», но в этот раз это не услуги и лаборатории, а уже реальные производства. В данном случае перечисляются ядерные установки, добыча и обогащение урановой руды, транспортировка газа про трубопроводом и другое. Молокоперерабатывающие предприятия мощностью менее 200 т в сутки (в среднем за год) отнесли сюда.

I категория
Это самые "грязные" производства. Выбросы этих предприятий содержат опасные для людей вещества и соединения. В этой категории будут химические, нефтеперерабатывающие, металлургические и другие подобные предприятия. Если ваш завод перерабатывает 200 и более т молока в сутки, то вы в этой категории.

Почему переработка молока попала в самые опасные категории?

Теперь, когда мы знаем что означает каждая категория, понять логику чиновников гораздо проще. Заключается она, судя по структуре категорий, в том, что любое производство опасно. Так как переработка молока - это не услуга и не что-то имеющее социальное значение и даже не лаборатория, то поместить его в IV или III категорию не получается. Отсюда и определение любого производства в две самые опасные категории.

Но мы не опасные! Правда!

Тогда можно действительно поместить вас в IV или III категорию. Вот только для этого в постановлении определены критерии, которые, мы уверены, выполнить смогут только самые изобретательные бизнесмены.

Например, для IV категории нужно, чтобы масса загрязняющих веществ в выбросах в воздух вашего предприятия не была выше 10 тонн в год. При этом в выбросах не должно быть веществ I и II классов опасности и радиоактивных веществ. В воду вообще никакие загрязняющие вещества сбрасывать нельзя.

Если достигнуть этого невозможно, то надо производить электроэнергию из газа или пара на вашем предприятии или использовать оборудование исключительно для испытаний или исследований.

Попасть в третью категорию переработчикам молока будет еще сложнее. В документе написано дословно следующее: «Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа». Но молочные предприятия уже указаны в первых двух категориях, поэтому этот пункт выполнить невозможно. Однако для особо изощренных есть такая лазейка: можно приобрести и начать эксплуатировать исследовательскую ядерную установку нулевой мощности. Вот тогда у вас будет третья категория. Но вряд ли кто-то на это пойдет, к тому же мы не проверяли можно ли такое покупать частным лицам.

Если вас это успокоит, то вы находитесь в одной компании с садоводами, овощеводами и картофелеводами. Они тоже теперь опасны.

Что-нибудь может поменяться?

Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) борется за включение отрасли в IV или III категорию. Аргументы у него в том, что отрасль социально значимая (чиновники Минприроды, которые писали поставновление, судя по всему, так не считают, иначе бы молочники уже находились в IV категории), среди выбросов есть только умеренно опасные вещества из 3 класса опасности. Выбросы 1 класса дают только котельные и их 0,00003% от общего объема.

Кроме того, до сих пор для молокоперерабатывающих предприятий установлен минимальный размер нормативной санитарно-защитной зоны - 100 м (это согласно СанПину), а плата за негативное воздействие на окружающую среду сейчас минимальная (20-30 тыс. рублей).

Вас также обяжют получать комплексное экологическое разрешение, установить «автоматические средства измерения и учета объема и массы выбросов вредных веществ», а также иметь технику для отсылки информации о загрязнении в фонд госмониторинга окружающей среды.

Вы вообще что-нибудь хорошее сказать можете?

Да! Например, мы знаем, что предусмотрено экономическое стимулирование объектов I категории опасности согласно закону №7-ФЗ. На него могут рассчитывать производства, использующие НДТ. Им к ставке платы за негативное воздействие данного предприятия на окружающую среду «будет применяться коэффициент 0», что означает отсутствие платы.

Цель работы

Научиться определять категории опасности предприятия, используя данные о выбросах загрязняющих веществ (массы и видового состава вредных выбросов).
Термины и определения
Четкое деление предприятий на категории опасности в зависимости от массы и видового состава, выбрасываемых в атмосферу вредных веществ необходимо для включения предприятий в систему государственного учета выбросов вредных веществ при инспекционной проверке предприятия.
В таблице 3.2.1 представлены виды работ, обязательные для выполнения, периодичность отчета и контроля в зависимости от категории опасности предприятия.
Таблица 3.2.1 Периодичность отчетности и контроля промышленных предприятий в зависимости от их категории опасности

Предприятие может относиться к одной из 4 категорий опасности, из которых 1 категория наиболее опасная, а 4 категория наименее опасная.
К 1 категории опасности относятся предприятия, имеющие значительный выброс различных загрязняющих веществ в атмосферу или выбросы веществ первого класса опасности. В крупных промышленных городах предприятий 1 категории 5-10, в малых городах – 1-2. Несмотря на свою малочисленность, суммарный выброс загрязняющих веществ предприятиями 1 категории составляют более 50% общих городских выбросов. Предприятия 1 категории создают вокруг себя значительные зоны загрязнения несколькими загрязняющими веществами.
Ко 2 категории опасности относятся предприятия, у которых суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет 30-36% общих городских выбросов.
3 категория является одной из самых многочисленных, однако на долю этих предприятий приходится всего лишь 10-15% общих городских выбросов.
4 категория опасности объединяет самые мелкие предприятия с небольшими выбросами вредных веществ. В целом по городу на эти предприятия приходится от 1 до 5% общих городских выбросов.

Определить КОП для промышленного предприятия, если известно что:
а) из одной трубы диаметром Д = 0,5 м выбрасывается пыль с концентрацией С = 10 мг/м3
Предприятие работает в две смены. Скорость выхода газовоздушной смеси из трубы w0 = 1,2 м/с.
б) из второй трубы Д = 0,4 м выбрасывается хлор с концентрацией С = 0,01 мг/м3
Скорость выхода смеси из трубы w0 = 0,9 м/с.

1 Определим объем отходящей газовоздушной смеси из первой и второй трубы по формуле (3.1):
, м3/с
, м3/с
2 Определяем массу выброса в секунду по формуле (3.2):
=, г/с
=, г/с
3 Определим массу выброса в год по формуле (3.3):
Мпыль = т/год
Мпыль = т/год
4 Определим коэффициент опасности по формуле (3.4):

5 Вывод: КОП = < 103, следовательно, категория опасности предприятия четвертая. Следовательно, для этого предприятия инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и пересмотр норм ПДВ производится 1 раз в 5 лет, разработка тома ПДВ осуществляется по сокращенной схеме, периодичность планового контроля - 1 раз в 5 лет, статистическая отчетность по форме 2-ТП (воздух) ежегодно не выполняется.







Величина ∑ КОП для АО «Васильковский ГОК» составляет 312407.4 что КОП<103. Пограничным условиям для деления предприятий на категории опасности АО «Васильковский ГОК» относится к II категории опасности. 2.7 Влияние АО «Васильковский ГОК» на состояние окружающей среды Климатические условия. Климат района резко континентальный с долгой, холодной зимой и коротким, жарким летом. На...




29. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и окружающей среды в республике Башкортостан в 2005 году. 30. Характеристика предприятия как источника загрязнения. Исследование «Уфанефтехим». 31. www. bankreferatov. ru Загрязнение окружающей среды в процессе нефтепереработки. 32. Методические указания по определению класса опасности предприятий. Москва, 1986г. Приложение А...

Природной среды. 2. Методы расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу 2.1 Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы Основным видом деятельности ЛОК «Радуга» является предоставление комплекса лечебно-оздоровительных услуг. Предприятие общей площадью 7,3093 га расположено на левом берегу Камы в 10 км. от г.Набережные Челны. Количество сотрудников: ...


Породы складируются в отвалы вскрышных пород. Отвалы вскрышных пород. Отвалы вскрышных пород (смотреть приложение № 12, экспликация) формируются при разработке карьера медно - молибденового месторождения Шорское. Отходы горнодобывающего производства в виде вскрышных пород, не содержащих молибден, медь и сопутствующие полезные компоненты образуются при отборе крупнотоннажной технологической...

23 июня 2015

С 2015 г. в основные природоохранные законы РФ последовательно вступает ряд поправок, кардинально меняющих систему отношений в области природопользования. Одним из главных нововведений стало разделение всех объектов на категории в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Таких категорий предусмотрено четыре:
. I - категория, к которой относятся предприятия, со значительным уровнем воздействия на окружающую среду, на которых законодательно закреплена необходимость применения наилучших доступных технологий (НДТ),
. II - категория, к которой относятся предприятия, умеренно воздействующие на компоненты окружающей среды,
. III - категория, к которой относятся предприятия с незначительным воздействием,
. IV категория - объекты, практически не оказывающие негативного влияния на компоненты окружающей среды.
Критерии, в соответствии с которыми будет производится категорирование всех предприятий, соответственно к I, II, III или IV категориям, должны быть установлены постановлением Правительства РФ в ближайшее время (до конца текущего года).
Принципы установления критериев базируются на следующих показателях:
. степень воздействия на окружающую среду видов отраслевой деятельности или типа производства;
. уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах вредных веществ, и классы опасности отходов потребления и производства;
. классификация производств и промышленных объектов;
. особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
К объектам I и II категории, в основном, будут отнесены различные промышленные предприятия, использующие определенные технологии.
К наименьшей (IV) категории будут отнесены объекты, одновременно соответствующие следующим требованиям:
. масса вредных (загрязняющих веществ в выбросах атмосферу от стационарных источников объекта не превышает 10 тонн в год при отсутствии в составе выбросов веществ 1 и (или) 2 класса опасности, радиоактивных веществ;
. обеспечивается отсутствие сбросов веществ и микроорганизмов со сточными водами в водные объекты;
. сточные воды образуются исключительно в результате использования вод в бытовых нуждах в многоквартирных домах, жилых домах или общественных зданиях (сооружениях) и отводятся в централизованные системы канализации либо передаются специализированным организациям, обеспечивающим их очистку или передачу для очистки.
К IV категории также будут относиться объекты по производству тепловой энергии с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива (при соответствии прочих совокупных критериев для IV категории).
К III категории будут относиться все остальные объекты.
Присвоение объекту конкретной категории в соответствии с установленными критериями будет производиться при его постановке на государственный учет объектов. При постановке на учет предусматривается возможность изменения категории при актуализации сведений о таком объекте.
В зависимости от категории объекта по уровню негативного воздействия на окружающую среду, будут устанавливаться особые требования в части разработки необходимой природоохранной документации.
Так, уже сейчас ст. 67 Федерального закона №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено освобождение хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на объектах IV категории, от необходимости ведения производственного экологического контроля (ПЭК) . В соответствии с новой трактовкой закона ПЭК должны будут осуществлять (и разрабатывать программу ПЭК) только хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах всех остальных категорий (I, II или III)
С начала 2016 года изменится принцип внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (т. н. плата за НВОС). Субъекты, осуществляющие свою деятельность на объектах, отнесенных к IV категории, будут также освобождены от внесения платы за НВОС.
Контроль за внесением платы за НВОС лицами, обязанными вносить такую плату, будет осуществляться при ведении государственного учета.
Среди перспективных изменений законодательства можно выделить поправки, вступающие в силу с 01.01.2019 г. Изменения коснутся принципов природоохранного нормирования. В зависимости от установленных категорий на объектах хозяйствующие субъекты должны будут разрабатывать и получать соответствующие разрешительные документы в области природопользования.
Объекты I категории в области экологии должны будут получать единый документ - комплексное экологическое разрешение (КЭР). КЭР должно будет содержать:
. технологические нормативы;
. нормативы допустимых выбросов, сбросов токсичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
. нормативы допустимых физических воздействий;
. нормативы образования отходов и лимиты на их размещение(НООЛР);
. требования к обращению с отходами производства и потребления;
. согласованную программу ПЭК.
Такое экологическое разрешение выдается сроком на семь лет и продлевается на тот же срок при соблюдении условий:
. непревышения установленных технологических нормативов, ПДВ, НДС высокотоксичных и обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами веществ (I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах, лимитов на размещение отходов производства и потребления;
. отсутствия задолженности по внесению платы за НВОС;
. своевременного представления отчетности о выполнении программы ПЭК, уведомлений об авариях, повлекших за собой негативное воздействие на компоненты окружающей среды;
. выполнения программы повышения экологической эффективности в установленные сроки (при ее наличии).
Те лица, которые будут отнесены к объектам II категории, будут подавать декларацию о воздействии на окружающую среду (Декларацию).
Декларация представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
Для объектов других категорий представление Декларации не требуется.
Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на объектах, отнесенных к III категории, все фактические объемы выбросов или сбросов вредных веществ в окружающую среду будут признаваться в пределах допустимых норм (помимо веществ I, II класса опасности), установленных на основании данных внутреннего экологического мониторинга.