Нормы домашних заданий начальной школе. Домашнее задание по нормативам

Школьники слишком много времени проводят за подготовкой к урокам. Согласно последнему исследованию Организации экономического сотрудничества и развития, российские дети - на втором месте в мире по длительности затраченного времени на домашние задания. В среднем у ребенка уходит на него около 10 часов в неделю.

Однако исследователи отмечают, что ситуация все же постепенно улучшается. В 2003 году, например, юные россияне занимались самоподготовкой 13 часов в неделю. Опережают россиян по домашней работе только китайцы - 14 часов в неделю. В Финляндии на самостоятельную подготовку уроков у детей уходит 3 часа в неделю, в Японии - 4, в Америке - 6.

Дмитрий Ливанов,
глава Минобрнауки:
Мы в последнее время получаем довольно много обращений со стороны родителей, прежде всего о том, что дети перегружены домашними заданиями. И родители говорят, что дети, действительно, много времени, вплоть до позднего вечера, тратят на выполнение домашнего задания. Здесь, конечно, нужно учитывать, что это не более, чем рекомендации, потому что каждый ребенок уникален и учителя должны быть готовы к тому, что для каждого из ребят нужно все-таки индивидуализировать объемы домашнего задания. Нагрузка должна распределяться равномерно. То есть, чтобы не было так, что один день у ребенка вообще нет домашнего задания, а другой день он вынужден сидеть допоздна и потом не высыпается, возникает утомление, стресс и так далее.

Ведомство провело анализ и выработало рекомендации по ограничению времени, которое школьник тратит на выполнение домашнего задания. Как поясняют в Минобрнауки, рекомендованное предельное время для выполнения домашних заданий существовало всегда. Лимиты уже несколько лет прописаны в Санитарных нормах и правилах (СанПиН). Однако, поскольку с каждым годом количество жалоб от родителей о нечеловеческих нагрузках на детей прогрессирует, для наглядности нормативы решили продублировать и в специальном ведомственном приказе.

Маргарита Порошина,
мама ученицы 8 класса:
Не думаю, что если появится приказ, учителя будут задавать меньше. У них тоже есть программы и блоки, которые они должны выдать, поэтому огромное количества материала детям надо перерабатывать самим, иначе не успеют весь объём усвоить. Сначала надо опрограммы пересмотреть школьные. У меня дочь ежедневно на домашние задания тратит не менее 5 часов.

Настя К.,
ученица 7 класса:
Я с математикой — «не дружу», поэтому иногда приходится решать задачки больше часа в день, в выходные могу дольше посидеть за заданиями. По другим предметам делаю быстрее. Не скажу, что каждый день сижу по-долгу. Бывают дни, когда 2-3 часа уходит на подготовку, а бывает и за полчаса делаю.

В проекте приказа Минобрнауки говорится, в частности, что затраты времени на «домашку» не должны превышать: во 2-3 классах — 1,5 часа, в 4-5 классах — 2 часа, в 6-8 классах — 2,5 часа, в 9-11 классах — до 3,5 часа. Особое внимание уделяется первоклашкам. Их рекомендуется вовсе освободить от домашних заданий. А на уроках не ставить «балльные» оценки.

Ирина Жукова,
учитель математики МБОУ СОШ №10, г.Куйбышева:
По идее, домашнее задание должно составлять не более одной трети от материала, что изучили на уроке. Мы пытаемся более гибко подходить к количеству задаваемого, стараемся не задавать перед праздниками и после контрольных. Но если появится такой приказ, то придётся вновь пересматривать расписание, считать — пересчитывать нормативы. Думаю, что это всё опять ляжет на плечи учителей и завучей.

В преддверии нового учебного года Минобрнауки России приказ, которым, в частности, установлено максимальное время для выполнения школьниками домашнего задания (). Документ вступил в силу 25 августа.

Установлено, что объем домашних заданий по всем учебным предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2-3 классах – 1,5 часа, в 4-5 классах – 2 часа, в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах – 3,5 часа. Указанные нормативы соответствуют рекомендациям, закрепленным в п. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10 "" "" (далее – СанПиН).

  • приступать к выполнению домашнего задания в 15.00-16.00, так как в это время отмечается физиологический подъем работоспособности;
  • выбирать очередность выполнения заданий, начиная с предмета средней трудности;
  • устраивать перерывы по завершении каждого этапа работы;
  • периодически проводить ""физкультурные минутки"" длительностью 1-2 минуты (Приложение 6 " " к СанПиН).

Основные вопросы заключаются в том, каким образом будет отслеживаться соблюдение установленных нормативов времени на выполнение домашнего задания и как родители могут повлиять на этот процесс.

В пресс-службе Минобрнауки России порталу ГАРАНТ.РУ рассказали о трех основных механизмах такого контроля.

О порядке обжалования действий образовательной организации читайте в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

1

Внутренний контроль силами образовательного учреждения. Школа может использовать для этих целей встроенный в системы ведения электронных журналов инструмент учета объема домашних заданий. С его помощью преподаватели будут фиксировать предполагаемое время выполнения каждого задания и отражать его суммарное значение. В случае необходимости, отмечает министерство, администрация образовательной организации должна принять меры по оптимизации общего объема домашних заданий. По общему правилу, родители имеют право на ознакомление с содержанием такого журнала (п. 4 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "" "" (далее – закон об образовании), письмо Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № АБ-147/07). Следовательно, они также могут обратить внимание школьной администрации на нарушение установленных нормативов.

2

Общественный контроль. Действующим законодательством предусмотрено создание советов обучающихся и советов родителей (). Они действуют как органы общественного самоуправления и работают в тесном контакте с администрацией школы и педагогическим советом. Мнение советов по вопросам управления школой, в том числе и по соблюдению нормативов в отношении домашнего задания, должны быть учтены администрацией. На портале ""Общественное участие в управлении образованием"" Института развития государственно-общественного управления образованием (http://www.gouo.ru/) в открытом доступе размещены методические материалы по вопросам деятельности таких советов.

3

Государственный контроль. Закон обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления и образовательные организации оказывать родителям помощь в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (). Таким образом, при явном нарушении установленных на выполнение домашнего задания нормативов и бездействии администрации школы родителям учащихся следует обратиться в Рособрнадзор посредством письменного или электронного обращения (по адресу: 127994, г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д. 16, К-51, ГСП-4 или с помощью специальной формы на сайте ведомства http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/public_reception/reception/ соответственно).

В Минобрнауки России также сообщили о том, что в целях снижения неопределенности при реализации установленных нормативов ведомство направило во все регионы методические рекомендации по организации самоподготовки школьников всех классов.


Начинать выполнять домашние задания учащиеся предпочитают с письменных предметов. Различные интересные домашние задания учащиеся получают на следующих уроках (по ранжированию): 4 класс – математика, русский язык 7-й класс – литература, иностранный язык, ма- тематика, русский язык; 8-й класс – русский язык, химия, иностранный язык, физика, биология; 10-й класс – иностранный язык, математика, литература, физика, химия.


Предмет 4 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Русский язык мин – 50% мин – 25% мин – 60% 1 час – 30% 1 ч – 50% мин мин 30 мин Математика мин – 35% мин- 40% мин – 50% 1-1,5 часа – 30% мин – 50% 1 час – 30% 30 мин – 50% До 1 часа – 50% 30 мин – 65% – 8% 1 час – 18% Литература мин – 80%40-60 мин – 50% 1-2 часа – 30% мин – 70%20-30 мин – 60%Более часа-80% 40 мин – 20% ИНО20-30 мин – 30% 1 час – 30% 5-20 мин – 40% 1-1,5 часа – 30% мин – 60%, 1 час – 30% мин – 40% мин – 40% мин – 55% 1 час – 45% География мин – 80%15-30 мин – 70%20-30 мин – 50%15-30 мин – 55% Химия мин – 60% 1 час – 30% мин – 30% 20-3 мин – 30% 10 мин – 27% мин – 45% 1 час – 20% Биология мин – 50% 1-1,5 часа – 20% мин – 60% 1 час – 20% мин мин – 70% Физика мин – 50% 1-2 часа – 30% мин – 70%20-30 мин – 50% мин – 50% 1-2 часа – 27% мин – 60% История мин – 80%10-15 мин – 20% мин – 50% мин мин – 65% мин – 25% Другие предметы мин мин мин До 30 мин мин





Результаты опроса (18 учеников): 1. Сколько времени вы тратите на домашнюю работу? 10 – 20 минут – 2 20 – 30 минут – 4 30 минут – 3 45 минут час – часа - 3