Платит транспортный налог арендованных автомобилей. Налогообложение при аренде

Договор аренды, согласно которому арендатором является организация, заключается независимо от срока аренды и вида арендуемого имущества только в письменной форме (п. 1 ст. 609 ГК РФ).

Нотариального удостоверения договора движимого имущества или его государственной регистрации не требуется.

Аренда транспортных средств возможна как с предоставлением арендодателем услуг по его управлению и технической эксплуатации (договор аренды транспортных средств с экипажем), так и без предоставления данных услуг (договор аренды транспортных средств без экипажа).

Международный односторонний сбор, внутренняя плата за один рейс, плата за возврат автомобиля, уплата. Что вам нужно знать: плата за один способ может быть применена к вашей аренде, если вы планируете отказаться от аренды автомобиля в другом месте, чем вы изначально забираете. Плата может быть оплачена на месте и взимается в местной валюте или включена в вашу предоплаченную ставку. Обязательно обратите пристальное внимание каждый раз, когда вы берете автомобиль напрокат в одну сторону, потому что эти сборы иногда могут быть дорогими!

Налогообложение при аренде

Плата за один способ группируется в две разные категории: внутреннюю и международную. Внутренние способы часто разрешаются без каких-либо дополнительных затрат и намного дешевле, чем международные, которые всегда будут применяться к любой аренде между двумя разными странами. Обязательно ознакомьтесь с нашей информационной страницей, чтобы узнать больше о способах аренды автомобилей в Европе.

Сторонами договора аренды транспортных средств могут выступать юридические и физические лица, в том числе не зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица.

В зависимости от выбранного вида договора аренды транспортных средств изменяется объем обязанностей сторон, в том числе по оплате расходов по его содержанию и эксплуатации.

Избегайте односторонних платежей за прокат автомобилей. Когда дело доходит до аренды внутри страны, некоторые поставщики могут взимать плату в одну сторону, даже в пределах одного и того же города, в то время как другие могут позволить вам отбросить автомобиль в любом месте на границах страны на без дополнительной оплаты. Проверьте свою цитату или контракт тщательно, чтобы убедиться, что любые внутренние тарифы в одну сторону включены или не применяются, или узнайте, сколько будет стоить эти расходы, чтобы включить их в вашу охоту за лучшей общей сделкой.

При аренде транспортных средств обязанности и расходы, связанные с их ремонтом, стороны договора не могут произвольно распределять между собой. В этом вопросе они должны руководствоваться нормами ГК РФ.

Операции, связанные с технической и коммерческой эксплуатацией транспортных средств, их управлением, текущим и капитальным ремонтом, подлежат отражению в бухгалтерском и налоговом учете у той стороны, у которой в соответствии с законом или договором возникает обязанность по их оплате.

Международные пути всегда будут нести значительную плату, нижняя часть которой будет бежать. € Просто нет способа избежать дополнительных расходов, необходимых для возвращения автомобиля в страну, из которой он пришел; однако вы можете настроить свои планы поездок для размещения более дешевых вариантов. До тех пор, пока вы остаетесь в Западной Европе, обычно нет никаких дополнительных возможностей для вождения вашего автомобиля на прокат в другие страны. Большие комиссии взимаются за то, что вы сбрасываете свой автомобиль в другой стране, чем вы его подняли. отказаться от своих мечтаний о поездке в Европу на машине из-за международной платы за один способ; просто планируйте вернуться туда, где вы начали после завершения тура!

Техническая эксплуатация – это комплекс работ по техническому обслуживанию транспортных средств. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» техническое обслуживание и ремонт транспортных средств производятся в целях их содержания в исправном состоянии и должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Нормы и правила технического обслуживания транспортных средств определяются заводами-изготовителями. К услугам по техническому обслуживанию, в частности, могут быть отнесены работы по регулировке фар, тормозной системы, рулевого управления, системы зажигания, сцепления автотранспортного средства, электротехнические, контрольно-диагностические работы и др.

Появляется на договорах аренды автомобилей, таких как: Прокат автомобилей, Дополнения, Дополнительно. Как правило, расходы: от 5 до 15 евро в день за штуку. Что вам нужно знать: у вас всегда будет возможность добавить дополнительное оборудование в аренду в зависимости от ваших уникальных потребностей или предпочтений. Обязательно позаботьтесь об аксессуарах, которые вы добавляете, также, потому что вам придется заплатить замену за любые потери, кражу или ущерб, нанесенный этим предметам!

Проверка в соответствии с местными законами о детском сиденье может сэкономить вам здоровенный штраф и, самое главное, держать детей в безопасности на вашем пути за границу! Ознакомьтесь с нашей информационной страницей об оборудовании для проката автомобилей, чтобы узнать больше о дополнительных принадлежностях и дополнениях.

Коммерческая эксплуатация – это эксплуатация транспортных средств в соответствии с условиями и целями договора аренды. К расходам, связанным с коммерческой эксплуатацией, можно отнести расходы на оплату горюче-смазочных материалов и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов, оплату сборов. Расходы на содержание транспортных средств и расходы, связанные с его эксплуатацией, арендатор осуществляет за свой счет, если иное не предусмотрено в договоре аренды. И не имеет значения, как арендуется транспортное средство – с экипажем или без экипажа (ст. 636 и 646 ГК РФ).

Избегайте стоимости проката автомобилей: вам почти всегда придется платить за дополнительное оборудование, но следите за специальными предложениями и предложениями на поездки, которые помогут вам сэкономить деньги на аксессуарах. Вы также можете принести свои собственные детские сиденья вместе с вами, но хлопоты с переносом этого громоздкого предмета в багаже ​​обычно перевешивают стоимость аренды на месте.

Как правило, расходы: от 1 до 5 евро в день. Что вам нужно знать: местные налоги на аренду автомобиля могут применяться к вашей аренде в зависимости от типа арендованного автомобиля, места, в котором вы арендуете его, и от какого поставщика вы выбираете арендную плату. Хотя обычно это не очень дорого, местные налоги часто упускаются из виду и становятся основными подозреваемыми в царстве подлых «скрытых» сборов. Они не всегда включены и редко упоминаются в вашей средней цене аренды, но вы можете рассчитывать на то, что вам придется заплатить несколько дополнительных евро на стойке регистрации на любом прокате автомобилей для различных налогов, связанных с определением местоположения.

Текущий ремонт – это работы по систематическому и своевременному предохранению имущества от преждевременного износа и поддержанию его в рабочем состоянии.

Капитальный ремонт – это работы, при которых производится полная разборка агрегата (автотранспортного средства), ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление изношенных деталей и узлов на новые, сборка, регулирование и испытание агрегатов.

Избегайте местных арендных автомобильных налогов: к сожалению, просто невозможно избежать каких-либо налогов, местных или иных, но просто опасайтесь, что эти законные дополнительные сборы действительно существуют и будут указаны в вашем договоре аренды автомобиля.

Аренда автомобилей

Появляется на договорах аренды автомобиля, таких как: Доплата за аэропорт, Доплата за железнодорожный вокзал, Доплата за дополнительные места, Плата за парковку, Тарифы за внесрочную оплату, Плата за поздний возврат. Что вам нужно знать: сборы за добавление, как правило, применяются при получении вашего автомобиля на прокат в основных транспортных узлах по всей Европе, таких как аэропорты, железнодорожные станции и порты круиза. Стандартная дополнительная плата за сбор автомобиля в одном из этих мест составляет 40 евро, но в некоторых случаях плата может варьироваться от 20 до 80 евро.

Транспортное средство является источником повышенной опасности. Поэтому должны быть застрахованы как само транспортное средство, так и ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией. Речь идет не только об обязательном страховании, но и о добровольном страховании, закрепленном в договоре аренды.

В зависимости от региона могут быть применены дополнительные расходы, связанные с местоположением, такие как «плата за парковку», которые возникают в таких областях, как Венеция, где парковочное место очень ограничено. Обязательно обратите внимание на часы работы в офисах, где вы планируете собирать и опускать автомобиль, а также в то время, когда вы договорились о аренде. Сбросьте свой автомобиль позже согласованного времени на вашем бронировании может стоить вам «поздняя плата за возврат», и, в зависимости от времени дня, когда вы первоначально взяли автомобиль, вы также можете добавить дополнительный день на свою общую арендную ставку.

При аренде транспортного средства с экипажем расходы, связанные со страхованием, несет арендодатель (ст. 637 ГК РФ), а при аренде без экипажа – арендатор (ст. 646 ГК РФ). Однако стороны вправе установить в договоре иные условия при распределении расходов на страхование.

Например, если организация берет напрокат имущество у специализированной организации, которая в качестве постоянной предпринимательской деятельности сдает в аренду имущество, то в договоре должно быть предусмотрено, что арендатор использует имущество в предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 626 ГК РФ). Капитальный и текущий ремонт имущества, арендованного по договору проката, является согласно п. 1 ст. 631 ГК РФ обязанностью арендодателя.

Избегайте арендных ставок на аренду автомобилей. Сбор арендной платы в центре города, а не в аэропорту или на железнодорожной станции, часто будет дешевле, потому что вы можете избежать любых дополнительных сборов за бронирование. Будьте осторожны, однако, вам придется заплатить за такси или проехать общественный транспорт, чтобы добраться до офиса в центре города с момента прибытия. Для тех, кто приземляется в аэропорту или приезжает на поезде, дополнительные дополнительные сборы за дополнительную плату часто стоят удобнее забрать свой автомобиль сразу после того, как вы слетаете с самолета или поездом, а не перевозите свой багаж в офис в центре города.

5.2. Расходы арендатора

Организация-арендатор относит арендные платежи за арендуемое имущество к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (подпункт 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходы в виде арендной платы должны быть экономически оправданны, документально подтверждены и направлены на получение дохода.

В пункте проката автомобилей в аэропорту и на железнодорожном вокзале также есть более продолжительное время работы, поэтому вам не придется платить «вне часов», если вы планируете очень поздно вечером или очень рано утром. договор аренды автомобиля или цитата, чтобы узнать, какие дополнительные сборы применяются к вашей аренде, чтобы вы могли составить правильный план действий, чтобы избежать их, когда это возможно.

Международные автомобильные сборы

Появляется на договорах аренды автомобилей, таких как: Пограничный сбор, поездки в другие страны. Что вам нужно знать: Международные транспортные сборы могут взиматься с вашей брони, если вы планируете выехать за пределы страны в какой-то момент во время проката. Вы должны указать любые запланированные поездки, которые пересекают международные границы при организации бронирования, и, если это разрешено, могут быть внесены дополнительные сборы, связанные с оснащением вашего автомобиля для проката с соответствующей документацией, наклейками с оплатой пошлин и лицензированием, необходимым для поездок в другие страны.

Значит, арендные платежи учитываются в расходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, если организация-арендатор использует арендуемое имущество в деятельности, направленной на получение дохода. Согласно подпункту 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления таких расходов при методе начисления признается одна из следующих дат:

Поскольку пограничные переходы в Западной Европе относительно легки, поездки между странами почти всегда разрешены бесплатно. Но независимо от того, в каких странах вы планируете путешествовать, всегда сообщайте свои планы компании, которую вы арендуете; взяв напрокат автомобиль через границы без предварительного уведомления, является нарушением условий контракта и лишает вас страхового покрытия!

Избегайте международных сборов за прокат автомобилей. Различные компании взимают различные суммы за международные поездки по прокату автомобилей, а некоторые могут вообще не допускать определенных поездок. Хотя вообще невозможно избежать этих сборов, опытные потребители могут позаботиться о том, чтобы учесть эти дополнительные затраты при поиске наилучших общих ставок. Обратите особое внимание на такие термины, как «кросс-пограничный сбор» и «пропуск через границу» при чтении договоров аренды или котировок на прокат автомобилей, и не ждите, пока вы не придете на пикап, чтобы ваш поставщик знал, что вы планируете водить за пределами страны.

– день расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;

– день предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;

– последнее число отчетного (налогового) периода.

На практике затраты в виде арендных платежей отражаются в составе прочих расходов в тот день, когда по договору осуществляются расчеты. Если в договоре такого условия не имеется, расходы признаются на дату предъявления организации-арендатору документов, служащих основанием для произведения расчетов по договору, либо в последний день отчетного (налогового) периода. Если же в договоре предусмотрена уплата арендных платежей реже одного раза в течение отчетного периода, то расходы в виде арендных платежей учитываются на конец отчетного (налогового) периода исходя из принципа равномерности признания доходов и расходов.

Дополнительные расходы на аренду автострахования

Появляется на договорах аренды автомобилей как: административный сбор, сбор за обработку. Что вам нужно знать: Предполагая, что вы знаете основы страхования арендных автомобилей в Европе, все еще есть некоторые дополнительные расходы на аренду автомобиля, связанные со страхованием, о которых вы должны знать. Помимо сумм, причитающихся для самого страхового покрытия, а также для вкладов или кредитных карт, вы можете получить дополнительную плату в случае столкновения или кражи. «Административный сбор» в размере от 40 до 80 евро будет оцениваться для покрытия расходов на оформление документов и подачи документов, если вы попадете в аварию и будете дополнять любую другую сумму, которую вы обязаны своей франшизе.

Нередко организации арендуют транспортные средства для доставки используемых при производстве продукции сырья и материалов, для транспортировки готовой продукции покупателям и (или) перевозки до своего склада покупных товаров и других материально-производственных запасов. В этой ситуации сумма арендной платы включается в транспортные расходы. Порядок их налогового учета имеет свои особенности и регламентируется ст. 318-320 НК РФ. Он зависит от того, в какой деятельности: производственной или торговой – организация-арендатор транспортных средств осуществляет транспортные расходы и с доставкой каких материально-производственных запасов они связаны.

Когда речь заходит о страховании аренды автомобилей в Ирландии, будьте в поиске «платы за обработку». Эти сборы будут применяться к большинству базовых или не включительных ставок в стране и вступают в силу, когда вы откажетесь от страхования через местную арендную компанию. Размер этого взноса обычно составляет 30 евро; по совпадению примерно по одной и той же цене основные расходы на страхование для большинства автомобилей. В Ирландии использование страхового покрытия с вашей кредитной карты возможно, хотя и сложно, но будьте осторожны с дополнительными расходами на аренду страхового автомобиля, которые могут возникнуть в результате выбора базовой ставки!

5.3. Документальное подтверждение расходов на аренду

Любые расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, подтверждаются организацией документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации либо согласно обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Предположим, налогоплательщик арендует имущество на территории Российской Федерации. В этом случае расходы на аренду подтверждаются в первую очередь договором аренды, заключенным в письменной форме. Должен быть также подтвержден факт использования арендованного имущества в деятельности, направленной на получение дохода.

В ГК РФ не содержится требование составлять какой-либо документ о передаче арендодателем арендатору предмета аренды – движимого имущества. Подобное требование предусмотрено только при аренде зданий (сооружений) и предприятий. В то же время все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами (первичными учетными документами). Об этом, в частности, сказано в ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете). Согласно ст. 313 НК РФ первичные учетные документы служат подтверждением данных не только бухгалтерского, но и налогового учета.

Таким образом, для подтверждения факта внесения арендной платы за пользование имуществом и правомерности принятия данных расходов для целей налогообложения нет необходимости составлять акт об оказании услуг. Достаточно иметь договор аренды, передаточный акт, счет на оплату аренды за определенный отрезок времени и счет-фактуру арендодателя.

Таким образом, фактическое получение организацией имущества в аренду от арендодателя должно быть отражено в первичном учетном документе, как того требует законодательство. Унифицированной формы этого документа не имеется, так как формы № ОС-1 и № ОС-14 не применяются в отношении арендованных основных средств. Организация вправе самостоятельно разработать и утвердить форму такого документа, обязательно указав в нем реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Например, это может быть акт приема-передачи имущества по договору аренды. Кроме того, должно быть документально подтверждено фактическое использование арендованного имущества арендатором.

У организации должны быть и документы, свидетельствующие о сумме расхода и о том, что затраты фактически произведены. Если у арендодателя – юридического лица трудностей с получением подобных документов обычно не возникает, то при аренде имущества у физических лиц организациям-арендаторам нужно быть предельно внимательными. Ведь физическое лицо – арендодатель не всегда имеет статус индивидуального предпринимателя. Соответственно такой арендодатель не обязан выставлять арендатору счета на оплату арендных платежей. Расчеты могут производиться наличными денежными средствами. В этом случае важно, чтобы в договоре аренды (или в дополнительном соглашении к нему) были четко предусмотрены сумма арендной платы или правила ее определения, а также порядок уплаты. Факт наличных расчетов с арендодателем подтверждается расходным кассовым ордером арендатора. Таково требование п. 14 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40. В графе «Основание» расходного кассового ордера (унифицированная форма № КО-2, утвержденная постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88) делается ссылка на соответствующий договор аренды.

5.4. Расходы на содержание и ремонт арендованных транспортных средств

В соответствии с п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Данные положения применяются и в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, правда, при условии, что в договоре (соглашении) аренды не предусмотрено возмещение подобных расходов арендодателем.

Допустим, арендатор ремонтирует арендованное основное средство за свой счет. В этом случае ему следует руководствоваться либо нормами ГК РФ, согласно которым конкретный вид ремонта (текущий или капитальный) проводится за счет арендатора, либо условиями договора (дополнительного соглашения к нему), устанавливающими иные, чем в законодательстве, правила распределения расходов на ремонт между сторонами. В данном случае имеются в виду ситуации, при которых нормы гражданского законодательства позволяют закрепить иной порядок. В противном случае расходы арендатора на ремонт не признаются обоснованными.

Организация, оказывающая транспортные услуги, арендует грузовой автомобиль с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации. В период аренды организация произвела текущий ремонт автомобиля за свой счет.

Учесть расходы на текущий ремонт при определении налоговой базы по налогу на прибыль нельзя. Ведь в соответствии с императивной нормой ст. 634 ГК РФ такие расходы осуществляются арендодателем. В данном случае арендатор вправе потребовать от арендодателя возмещения этих расходов.

При решении вопроса об обоснованности затрат на ремонт арендуемого имущества организации необходимо иметь в виду, что арендодатель должен предоставлять арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (п. 1 ст. 611 ГК РФ). Предположим, что объект аренды, полученный арендатором, требует срочного ремонта. В этом случае если даже нормы ГК РФ и договора аренды возлагают расходы по ремонту на арендатора, арендодатель должен осуществлять такой ремонт арендодателем либо он должен возместить арендатору соответствующие расходы. Основание – ст. 612 ГК РФ. Арендатор не учитывает данные расходы на ремонт для целей налогообложения прибыли.

Помимо затрат на ремонт арендодатель может нести другие расходы, связанные с содержанием арендованного имущества, например на оплату услуг автостоянки, гаража, мойки. Такие расходы признаются экономически обоснованными у арендатора, если он осуществляет их согласно законодательству и (или) договору.

5.5. Расходы, связанные с эксплуатацией арендованных транспортных средств

Эксплуатация арендованных основных средств нередко требует дополнительных затрат, в частности на приобретение топлива. Причем они не всегда могут быть отнесены к расходам на содержание арендованного имущества, ведь они связаны именно с его эксплуатацией.

Порядок распределения вышеназванных расходов урегулирован в законодательстве только в отношении аренды транспортных средств с экипажем. Расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства (в том числе затраты на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов), несет арендатор (ст. 636 ГК РФ). Тем не менее эта обязанность может быть возложена в договоре и на арендодателя.

В ГК РФ не установлено общих правил распределения дополнительных расходов между арендатором и арендодателем. Следовательно, стороны имеют право по своему усмотрению урегулировать данный вопрос в договоре аренды. Затраты признаются обоснованными у арендатора, если по договору он осуществляет их за свой счет. При отсутствии в договоре таких условий организациям следует исходить из того, что арендатор использует имущество в деятельности, направленной на получение дохода. Дополнительные затраты, без которых эксплуатация арендованного имущества невозможна, являются обоснованными, конечно, при условии, что в договоре не предусмотрено их возмещение арендодателем.

Примечание.

Нередко организации заключают с работниками договоры по аренде принадлежащих им транспортных средств (с экипажем или без экипажа). Данную ситуацию следует отличать от той, когда сотрудник в рамках трудовых обязанностей использует личный автотранспорт для служебных поездок. В аналогичном порядке организация имеет право использовать и иное имущество работников: компьютеры, принтеры, технические средства и материалы (ст. 188 ТК РФ). В данном случае отношения организации-работодателя и работника, связанные с эксплуатацией его имущества, регулируются не договором аренды, а трудовым договором и (или) отдельным соглашением. На основании ст. 188 ТК РФ работодатель выплачивает работнику компенсацию за использование и износ его имущества, а также возмещает расходы, связанные с эксплуатацией этого имущества. Затраты организации-работодателя на выплату компенсации учитываются при исчислении налога на прибыль при условии соблюдения требований, перечисленных в ст. 252 НК РФ. В частности, компенсация за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92, поименована в числе прочих расходов в подпункте 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.

5.6. Расходы на страхование арендованных транспортных средств

Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества, учитываемые для целей налогообложения прибыли, перечислены в ст. 263 НК РФ. Страховые взносы по обязательному страхованию имущества признаются у арендатора, если по законодательству о соответствующем виде обязательного страхования он вправе выступать страхователем и согласно договору страхование не считается обязанностью арендодателя.

Что касается добровольного страхования имущества, то при определении налоговой базы по налогу на прибыль признаются, в частности, расходы на добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, затраты на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией. Кроме того, учитываются расходы на добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (включая арендованные).

При добровольном страховании арендатор вправе учесть соответствующие расходы только в случае, если по договору страхование имущества не является обязанностью арендодателя.

Расходы по обязательным видам страхования включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций. Если тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию отражаются в составе прочих расходов в размере фактических затрат. Расходы по добровольным видам страхования признаются как прочие расходы в размере фактических затрат.

На основании п. 2 ст. 263 НК РФ расходы по обязательным видам страхования (установленным законодательством Российской Федерации) включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных страховых тарифов. Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусматривает для владельцев транспортных средств обязанность страховать за свой счет гражданскую ответственность, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

В ст. 1 вышеуказанного Федерального закона под владельцем транспортного средства понимается его собственник, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (аренда, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа и т.д.). Таким образом, законодательством Российской Федерации установлена обязанность страхования риска ответственности не только для собственника транспортного средства, но и для его арендатора. Следовательно, страховые платежи по ОСАГО правомерно включаются в состав расходов по налогу на прибыль.

Что касается страхования КАСКО, то в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют специальные нормы, закрепляющие его определение. Однако на практике под таким договором страхования понимается договор добровольного страхования транспортного средства от рисков «ущерб» и «угон» (полное КАСКО) либо только от риска «ущерб» (частичное КАСКО). Об этом свидетельствует анализ правил страхования ведущих страховых компаний Российской Федерации.

По риску «ущерб» предполагается возмещение убытков, возникших в результате повреждения или гибели (уничтожения) застрахованного транспортного средства или отдельных его частей в результате дорожно-транспортного происшествия, пожара, стихийного бедствия, злоумышленного действия, падения инородных предметов, действий животных и т.д. По риску «угон» предполагается возмещение убытков, возникших в результате хищения застрахованного транспортного средства. Значит, термин «страхование КАСКО» подразумевает возмещение ущерба от повреждения или гибели только самого транспортного средства и не включает страхование пассажиров, перевозимого имущества, ответственности перед третьими лицами и т.д.

В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 263 НК РФ в расходы на обязательное и добровольное страхование включаются страховые взносы по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого входят в состав затрат, связанных с производством и реализацией. Следовательно, затраты организации в виде страховых взносов по страхованию КАСКО учитываются в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Правомерность данного вывода подтверждается УФНС России по г. Москве в письмах от 02.03.2006 № 20-12/16322, от 09.08.2005 № 20-12/56808.

5.7. Транспортный налог по арендуемому автомобилю

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Иными словами, по общему правилу, транспортный налог должен уплачиваться собственником транспортного средства.

Однако из этого правила имеется исключение. Так, по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации», что произошло 30.07.2002, плательщиком транспортного налога являлось лицо, указанное в такой доверенности (абзац второй ст. 357 НК РФ).

Но это исключение не имеет отношения к данной ситуации, так как передача автомобиля в аренду не предусматривает оформления доверенности на арендатора на право владения и распоряжения транспортным средством. Аренда автомобиля подтверждается договором, заключенным между сторонами сделки: организацией (арендатором) и физическим лицом (арендодателем).

Следовательно, уплачивать транспортный налог должен собственник автомобиля, то есть физическое либо юридическое лицо, на которое зарегистрирован автомобиль.

При этом собственник автомобиля может потребовать от организации, которой по договору аренды передан автомобиль, компенсации суммы уплаченного им транспортного налога.

5.8. Аренда транспортных средств с экипажем

Услуги экипажа и его содержание оплачиваются арендодателем. Однако договором аренды может быть установлен иной порядок оплаты.

Особенности аренды отдельных видов транспорта предусмотрены:

Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденным Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ;

Воздушным кодексом Российской Федерации, утвержденным Федеральным законом от 19.03.1997 № 60-ФЗ;

Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденным Федеральным законом от 07.03.2001 № 24-ФЗ;

Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (глава Х), утвержденным Федеральным законом от 30.04.1999 № 81-ФЗ.

Аренда транспортного средства с экипажем регламентируется в том числе § 3 главы 34 ГК РФ. Договор аренды или фрахтования на время транспортного средства с экипажем предусматривает обязанности, которые должен нести арендодатель, в том числе предоставление арендатору транспортного средства во временное владение и пользование. Арендодатель, предоставляя экипаж, оказывает тем самым арендатору услуги по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).

Кроме того, ГК РФ возлагает на арендодателя обязанность поддерживать транспортное средство в надлежащем состоянии в течение всего срока договора аренды, включая осуществление текущего и капитального ремонта транспортного средства и предоставление арендатору необходимых принадлежностей.

В отношении морского и воздушного транспорта договор аренды транспортного средства с экипажем называется договором фрахтования на время или тайм-чартером. Но не следует путать этот договор с договором фрахтования (ст. 787 ГК РФ). Договор фрахтования – это разновидность договора перевозки. Сторонами договора фрахтования являются фрахтовщик или судовладелец и фрахтователь (а не арендодатель и арендатор).

Сторонами договора аренды транспортного средства с экипажем могут быть как физические, так и юридические лица.

Единый социальный налог. Выплаты, производимые арендодателем членам экипажа, являются объектом обложения единым социальным налогом (п. 1 ст. 236 НК РФ).

Если услуги экипажа оплачиваются арендатором, в договоре аренды должны быть оговорены суммы, которые выплачиваются арендатором членам экипажа. В этом случае выплаты, осуществляемые по договору гражданско-правового характера, будут являться объектом обложения единым социальным налогом. При этом выплаты по договорам гражданско-правового характера не облагаются единым социальным налогом в части Фонда социального страхования Российской Федерации (п. 3 ст. 238 НК РФ). Если арендатор обеспечивает экипаж питанием, то единым социальным налогом облагаются только выплаты, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль (п. 3 ст. 236 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц. Если организация арендует транспортное средство у физического лица – непредпринимателя, являющегося резидентом Российской Федерации, или у физического лица – нерезидента Российской Федерации для перевозки груза по маршруту, пролегающему через Российскую Федерацию, сумма арендной платы облагается налогом на доходы физических лиц по налоговой ставке 13 %. Арендатор, являющийся налоговым агентом по отношению к арендодателю, обязан исчислить и удержать сумму налога на доходы физических лиц при фактической выплате арендной платы (ст. 226 НК РФ).

Арендодатель, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, самостоятельно исчисляет и уплачивает сумму налога на доходы физических лиц (подпункт 1 п. 1 ст. 227 НК РФ). При этом он имеет право на профессиональный налоговый вычет в соответствии со ст. 221 НК РФ.

Если члены экипажа или арендодатель – физическое лицо являются нерезидентами Российской Федерации, налог на доходы физических лиц удерживается с их доходов по налоговой ставке 30 % (ст. 224 НК РФ).

Налог на прибыль. Вопрос о том, какие расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль, решается в зависимости от того, как составлен договор.

Часть расходов, которые согласно ГК РФ возлагаются на арендодателя, несет только арендодатель независимо от того, кто их фактически осуществлял. В частности, это расходы на поддержку транспортного средства в надлежащем состоянии, текущий и капитальный ремонт, предоставление принадлежностей, необходимых для эксплуатации транспортного средства (ст. 634 ГК РФ).

Хотя члены экипажа являются работниками арендодателя (п. 2 ст. 635 ГК РФ), расходы на оплату их услуг и содержания оплачиваются той стороной, которая оказывает их по договору. У арендодателя данные затраты должны квалифицироваться как расходы, связанные с производством и реализацией, или как внереализационные расходы в зависимости от того, на какой основе предоставляется транспортное средство в аренду: на систематической или на разовой.

Если российский арендатор арендует транспортное средство у иностранной организации, он может быть по отношению к ней налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц.

Если иностранный арендодатель не имеет постоянного представительства в Российской Федерации, арендатор является по отношению к нему налоговым агентом (подпункт 7 п. 1 ст. 309 НК РФ) и обязан удержать налог на доходы физических лиц из выплачиваемых арендодателю доходов:

по ставке 10 %, если он осуществляет международные перевозки; либо

по ставке 20 % – в других случаях (п. 1 ст. 284 НК РФ).

При этом должны учитываться нормы соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных с разными странами.

Если иностранный арендодатель имеет постоянное представительство в Российской Федерации, он уплачивает налог на прибыль самостоятельно (ст. 307 НК РФ) по налоговым ставкам (24 %), установленным п. 1 ст. 284 Кодекса.

Признаки постоянного представительства приведены в п. 2 ст. 306 НК РФ.

5.9. Аренда транспортных средств без экипажа

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель передает его арендатору во владение и пользование, а обязанность по эксплуатации и управлению транспортным средством возлагается на арендатора.

Поскольку управление транспортным средством осуществляется арендатором, то на него же возложено и содержание экипажа транспортного средства. Таким образом, именно арендатор должен начислять единый социальный налог на заработную плату экипажа и в качестве налогового агента удерживать налог на доходы физических лиц.

Не все организации и ИП имеют возможность приобрести парк транспортных средств для производственных нужд и для них будет актуальна .

При этом в обязанности некоторых сотрудников входят функции, предполагающие разъездной характер работы или необходимость осуществления грузоперевозок. В этих случаях можно заключить договор аренды транспортного средства.

Представляет собой письменное соглашение двух сторон: работодателя и работника (или другого лица), в котором указываются все условия и нюансы аренды личного транспорта последнего. Все вопросы, касающиеся разрешения споров сторон регулируются гражданским законодательством (ст.632, ст.642 ГК РФ, пп.10 п.1 ст.264 НК РФ).

В договоре необходимо обозначить следующие моменты:

  • Вид договора: аренда транспортного средства с экипажем/ без экипажа.
  • Назначение транспортного средства: перевозка пассажиров, грузов и т.д.
  • Срок аренды.
  • Порядок оплаты.
  • Иные условия, необходимые для полного удовлетворения требований обеих сторон.

Гражданско-правовой акт, представляющий собой соглашение двух сторон об аренде автомобиля, по которому транспортное средство предоставляется за плату и управление и техническое обслуживание производится силами арендодателя.

На что обратить внимание:

  1. При заключении соглашения нужно четко понимать, что является объектом, а что предметом договора. В данном случае предмет – это передача автомобиля в аренду и обязательства со стороны арендодателя по его эксплуатации и техническому обслуживанию и арендатора по оплате арендных платежей, а объект – само транспортное средство.
  2. В данном договоре необходимо точно указать все характеристики транспортного средства: марка, модель, цвет, номер и т.д. Стоит уделить особое внимание пункту о составе экипажа. Лучше сразу письменно зафиксировать все требования арендатора к квалификации водителя, правилам эксплуатации автомобиля.
  3. Члены экипажа являются работниками арендодателя и подчиняются его распоряжениям. Оплату услуг и налоги экипажа осуществляет арендодатель. Но в договоре можно предусмотреть и иное.
  4. Что касается денежных расчетов между сторонами, то в договоре указывают отдельно оплату за аренду транспортного средства и стоимость услуг арендодателя по управлению автомобилем. К соглашению составляют акт приема-передачи транспортного средства, график арендных платежей.
  5. Такой договор заключается с организацией, ИП или прочим физическим лицом. При этом страхование ТС, текущий и капитальный ремонт проводит арендодатель, а расходы на ГСМ, масло и прочие материалы несет арендатор.

Отличается от предыдущего соглашения только тем, что арендодатель передает свой автомобиль во временное пользование без оказания своих услуг по его управлению и может заключаться со своим работником.

Все расходы по страхованию, эксплуатации, ремонту, техническому обслуживанию ложатся на плечи арендатора. Все эти моменты находят письменное отражение в самом соглашении.

Если в договоре не предусмотрен пункт, запрещающий передачу транспортного средства третьим лицам, арендатор может воспользоваться этим и без согласия собственника передать автомобиль в субаренду. Но все риски, связанные с причинением вреда имуществу арендодателя целиком и полностью остаются на совести первого арендатора.

Возможен ещё один вариант использования работником своего автомобиля в служебных целях. Ст. 188 Трудового кодекса предусматривает выплату компенсации за использование личного авто в производственных целях при разъездном характере работы.

Для этого достаточно приказа по организации или ИП. Сумма компенсации включает в себя вознаграждение работнику, его расходы на ГСМ, ремонт и обслуживание. Но эта сумма законодательно ограничена (пп.11 п.1 ст.264 НК РФ и Постановление Правительства РФ № 92 от 08.02.2002 г.) и составляют для легковых машин с объемом двигателя до 2000 куб.см. не более 1200 рублей, для более мощных машин не более 1500 рублей в месяц.

Сумма компенсации уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль, а НДФЛ и страховыми взносами компенсация не облагается.

Налогообложение при аренде

Суммы, уплаченные в качестве арендных платежей за пользование автомобилем, можно принять в качестве расходов для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль. Согласно ст. 264 НК РФ их следует учитывать в составе прочих расходов при условии, что было осуществлено фактическое перечисление денежных средств арендодателю. Датой признания расхода считают последний день отчетного периода, либо день расчетов, указанный в самом договоре аренды.

Но одного соглашения для признания расходов будет не достаточно. Необходимо экономически обосновать данные затраты. А также подтвердить документально использование транспортного средства и выделение денежных средств на его эксплуатацию и техническое обслуживание для нужд организации.

Необходимые для обоснования расходов документы:

  1. Приказ об аренде автомобиля и закрепление его за определенным сотрудником.
  2. Путевые листы, заполненные соответствующим образом.
  3. Документы, предоставленные АЗС за ГСМ.
  4. Квитанции, чеки и иные документы, подтверждающие техническое обслуживание, ремонт, услуги стоянки.
  5. Договор страхования автомобиля.
  6. Платежные документы, подтверждающие расходы на страхование.
  7. Платежные документы, подтверждающие оплату арендных платежей собственнику.
  8. Прочие документы.

В свою очередь, владелец транспортного средства – физическое лицо, получив доход в качестве арендных платежей, должен уплатить подоходный налог. В данном случае арендатор является налоговым агентом и задача удержать и перечислить НДФЛ по ставке 13% ложится на его плечи. Страховыми взносами аренда транспортного средства не облагается.

При аренде транспортного средства с экипажем у физического лица рекомендуется в договоре прописать отдельно арендную плату за ТС и экипаж, так как вознаграждение экипажа облагается кроме налога на доходы ещё и страховыми взносами в Пенсионный фонд и ФФОМС. Страховые взносы в ФСС начислять и перечислять не нужно (как при заключении гражданско-правового договора). Аренда транспортного средства предусматривает уплату взносов арендатором за счет своих средств.