Безвозмездное пользование недвижимым имуществом: оформление документов

Приложение 1

к решению Земского Собрания

от __26.01.2012 __№ _372 _

ПЕРЕДАЧИ ИМУЩЕСТВА АЛЕКСАНДРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В АРЕНДУ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет единые порядок и условия передачи в аренду имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Александровский муниципальный район", условия использования имущества, переданного в аренду, а также порядок осуществления контроля за его использованием.

1.2. В аренду может быть передано движимое (за исключением средств местного бюджета и ценных бумаг) и недвижимое муниципальное имущество, включенное в установленном порядке в реестр муниципальной собственности .

Настоящий Порядок не регулирует вопросы передачи в аренду земельных участков , лесов, иных природных ресурсов, жилых зданий и помещений.

Оформление прав на земельные участки, расположенные под объектами недвижимости , переданными в аренду, производится в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

1.3. Арендодателями муниципального имущества могут выступать:

1.3.1. Администрация Александровского муниципального района (далее - Администрация) - при передаче имущества, находящегося в муниципальной казне.

1.6. Сдача в аренду муниципального имущества не влечет возникновения права собственности на него.

1.7. Организатором конкурсов или аукционов на право заключения договора аренды муниципального имущества являются:

Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями администрации Александровского муниципального района от имени Администрации в отношении имущества, указанного в части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления);

Предприятие, Учреждение - в отношении имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции".

Организатор конкурсов или аукционов на право заключения договора аренды муниципального имущества вправе привлечь на основе договора специализированную организацию для осуществления функций по организации и проведению конкурсов или аукционов, отобранную на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Комиссия по проведению торгов на право заключения

При передаче имущества, находящегося на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, извещение о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет, на официальном сайте Александровского муниципального района в сети Интернет, в иных средствах массовой информации, публикуют (размещают) Учреждения или Предприятия соответственно.

3.7. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации Предприятию, Учреждению для передачи муниципального имущества в аренду необходимо получение согласия собственника имущества, Учреждение или Предприятие получают согласие до публикации (размещения) объявления о проведении торгов на право заключения договора аренды либо до заключения дополнительного соглашения к договору аренды.

3.7.1. Для получения согласия на передачу муниципального имущества в аренду Учреждение или Предприятие представляют в Администрацию:

1) заявление, подписанное руководителем Учреждения или Предприятия, содержащее предполагаемые условия договора аренды, полные почтовые и банковские реквизиты муниципального учреждения или предприятия;

2) согласованное с отраслевым органом администрации района обоснование целесообразности передачи муниципального имущества в аренду, обоснование того, что передача муниципального имущества в аренду способствует и служит достижению целей, ради которых оно создано, более эффективной организации основной деятельности (в частности, обслуживания его работников и(или) посетителей), рационального использования такого имущества;

3) документы, подтверждающие регистрацию права хозяйственного ведения или оперативного управления Предприятия, Учреждения (правоудостоверяющие документы) на недвижимое муниципальное имущество, предлагаемое к передаче в аренду;

4) сведения о муниципальном имуществе, предлагаемом к передаче в аренду:

а) технический паспорт;

б) ситуационный план (экспликация) с указанием границ или ситуационный план местоположения нежилого помещения;

в) сведения о движимом муниципальном имуществе, в том числе инвентарный номер, год ввода в эксплуатацию, остаточная стоимость, процент износа, величина ежегодных амортизационных отчислений.

3.7.2. При обращении с заявкой о предоставлении имущества, закрепленного за Учреждением или Предприятием, Администрация в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления документов принимает решение о даче согласия на передачу муниципального имущества в аренду либо об отказе в даче согласия.

3.7.3. Решение об отказе в даче согласия на предоставление муниципального имущества в аренду принимается в следующих случаях:

1) в представленных документах содержится неполная и(или) недостоверная информация;

2) передача муниципального имущества в аренду лишает Предприятие, Учреждение возможности осуществлять деятельность, цели и виды которой определены его учредительными документами, а также препятствует достижению целей его создания, не способствует и не служит более эффективной организации основной деятельности, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и(или) посетителей), рационального использования такого имущества.

4. Договоры аренды муниципального имущества

4.1. Основным документом, регламентирующим отношения арендодателя и арендатора, является договор аренды.

Типовая форма договора аренды муниципального имущества утверждается постановлением администрации Александровского муниципального района.

4.2. Договор аренды муниципального имущества заключается путем проведения торгов на право заключения договора аренды, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, с лицом, выигравшим торги.

Торги в форме аукциона, в том числе в электронной форме, проводятся в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Торги в форме конкурса проводятся в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

4.4. Размер арендной платы по договорам аренды муниципального имущества, заключаемым без проведения торгов, определяется в соответствии с пунктом 4.3 настоящего Порядка.

4.5. Договором аренды муниципального имущества должны быть определены:

1) техническое состояние сдаваемого в аренду муниципального имущества;

2) условия использования арендатором муниципального имущества, последствия нарушения этих условий;

3) условие о передаче муниципального имущества арендатору в течение пяти дней со дня заключения договора аренды;

4) условие о возврате арендатором муниципального имущества в течение пяти дней со дня прекращения договора аренды;

5) условие о том, что произведенные арендатором отделимые улучшения арендованного муниципального имущества являются муниципальной собственностью Александровского муниципального района;

6) условие об отсутствии у арендатора после прекращения договора права на возмещение стоимости не отделимых без вреда для имущества улучшений арендованного муниципального имущества, произведенных за счет собственных средств арендатора и с согласия арендодателя;

7) условие о том, что арендная плата не включает плату за пользование земельным участком, на котором расположено арендуемое муниципальное имущество, или передаваемой вместе с ним соответствующей частью земельного участка (в случае передачи в аренду здания или сооружения);

8) условие о том, что при передаче в аренду зданий, сооружений, части зданий, сооружений, отдельных помещений в зданиях эксплуатационные расходы, коммунальные услуги (вода, тепловая и электрическая энергия, центральное отопление, канализация , уборка бытовых и промышленных отходов и т. д.) оплачиваются арендатором по установленным тарифам, ценам и фактическому потреблению. Данные расходы не входят в арендную плату;

9) условие о невозможности освобождения арендатора от исполнения обязательств по договору в случае уплаты неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств;

10) обязанность арендатора по уплате неустойки в случаях:

нарушения срока внесения арендной платы - в размере 0,5% от просроченной суммы арендной платы имущества, переданного в аренду, за каждый день просрочки;

неисполнения или ненадлежащего исполнения арендатором других условий договора - в размере 5% от суммы арендной платы за год, за каждый случай нарушения;

11) обязанность арендатора по государственной регистрации договора аренды здания или сооружения, заключенного на срок не менее года, и изменений к нему;

12) обязанность арендатора по внесению арендной платы ежемесячно, не позднее пятого числа месяца, следующего за оплачиваемым;

13) обязанность арендатора поддерживать муниципальное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, нести расходы на содержание муниципального имущества и расходы, связанные с содержанием муниципального имущества;

14) обязанность арендодателя письменно известить арендатора о проведении торгов на заключение договора аренды занимаемых им помещений не позднее, чем за месяц до их проведения;

15) право арендатора осуществлять за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду муниципального имущества с письменного согласия арендодателя;

16) право арендодателя отказаться от договора и расторгнуть его во внесудебном порядке в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения арендатором обязанностей по договору;

17) обязанность арендатора муниципального недвижимого имущества и транспортных средств застраховать имущество за счет своих средств на весь срок действия договора аренды и представить арендодателю документ, удостоверяющий осуществление страхования;

18) в случае заключения договора аренды по результатам конкурса дополнительно включаются требования (условия) в соответствии с условиями конкурса;

19) иные условия, не противоречащие требованиям гражданского законодательства.

4.6. Арендная плата подлежит перечислению в местный бюджет в случае, если арендодателем выступает Администрация.

4.7. Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за унитарными Предприятиями, поступают непосредственно Предприятию. После уплаты Предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, налогов и иных обязательных платежей часть прибыли Предприятия, включающая в себя доход, полученный в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование муниципального имущества, подлежит зачислению в бюджет Александровского муниципального района по установленному нормативу в соответствии с решением Земского Собрания на очередной финансовый год и плановый период от суммы, оставшейся после уплаты налогов и сборов, установленных законодательством РФ о налогах и сборах.

4.8. Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за унитарными Предприятиями (казенными), поступают непосредственно Предприятию. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется уполномоченным органом местного самоуправления Александровского муниципального района. Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества казенного предприятия используются на финансирование расходов Предприятия, предусмотренных сметой доходов и расходов Предприятия.

4.9. Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными, автономными Учреждениями, поступают в Учреждение и используются им в соответствии с целями своей деятельности, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества Учреждения учитываются в соответствии с нормами бюджетного законодательства и иными правовыми актами.

4.10. Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, полученные казенными учреждениями, поступают в бюджет и являются доходом бюджета Александровского муниципального района.

5. Предоставление муниципального имущества в субаренду

5.1. Муниципальное имущество может быть передано в субаренду с согласия Администрации в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите конкуренции".

5.2. Договор субаренды заключается между арендатором и субарендатором.

Ответственным по договору аренды в этом случае продолжает оставаться арендатор. Один экземпляр договора субаренды в течение 14 дней с момента совершения сделки направляется в Администрацию.

5.3. Срок субаренды недвижимого имущества не должен превышать срок, предусмотренный договором аренды.

5.4. Платежи за использование недвижимого имущества на праве субаренды поступают в полном объеме на расчетный счет арендатора.

6. Порядок возмещения стоимости капитального ремонта в арендуемых объектах муниципального недвижимого имущества в счет арендной платы

6.1. Для решения вопроса о проведении капитального ремонта арендатор обращается к арендодателю с письменным запросом с указанием видов работ капитального ремонта. При проведении определенных видов ремонтно-строительных работ прилагается проектная документация на выполнение ремонта или реконструкции и разрешение органов государственного архитектурного надзора.

6.2. Арендодатель по итогам обследования дает согласие на проведение ремонта либо мотивированный отказ.

6.3. До начала проведения капитального ремонта арендатор предоставляет проектно-сметную документацию на проверку и утверждение в муниципальное бюджетное учреждение «Строительный контроль» (далее – МБУ «Строительный контроль»).

МБУ «Строительный контроль» проверяет перечень планируемых ремонтных работ на соответствие видам капитального ремонта и согласовывает проектно-сметную документацию либо возвращает арендатору с перечнем подлежащих устранению замечаний.

6.4. После завершения капитального ремонта арендуемого помещения осуществляется прием выполненных работ представителями арендодателя и МБУ «Строительный контроль». Арендатор предоставляет акт о приемке выполненных работ по форме № КС-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России, с копиями документов, подтверждающих расходы на проведение капитального ремонта, в МБУ «Строительный контроль» на согласование.

6.5. Арендатор обязан при проведении ремонта:

6.5.1. обеспечить исправное состояние элементов здания, заданных параметров и режимов работы его технических устройств;

6.5.2. гарантировать качество проведения ремонтно-строительных работ;

6.5.3. за счет собственных средств внести изменения в технический паспорт помещения при его перепланировке или изменении любых существенных характеристик помещения.

Устранение дефектов, возникающих в результате некачественного производства ремонтных работ, производится арендатором за счет собственных средств.

6.6. Для возмещения стоимости капитального ремонта арендуемых объектов муниципального недвижимого имущества в счет арендной платы арендатор предоставляет арендодателю следующие документы:

6.6.1. заявку на возмещение стоимости капитального ремонта в счет арендной платы;

6.6.2. проектно-сметную документацию, согласованную с МБУ «Строительный контроль»;

6.6.3. акт о приемке выполненных работ, согласованный с МБУ «Строительный контроль»;

6.7. Основанием для возмещения стоимости капитального ремонта в счет арендной платы является письменное распоряжение арендодателя.

6.8. Арендодатель принимает к возмещению сумму в размере 100% от стоимости капитального ремонта.

6.9. Арендодатель готовит и заключает дополнительное соглашение к договору аренды.

В дополнительном соглашении устанавливаются следующие условия:

План-график возмещения;

Сумма возмещения за месяц не должна превышать 100% стоимости арендной платы, в соответствии c утвержденным графиком платежей арендной платы.

Стоимость проектной документации, отделочных, а также иных работ, связанных со специфическими потребностями арендатора (работы по обеспечению дополнительным теплоэнергоснабжением, технологическим оборудованием, декоративные отделочные работы и т. п.), не подлежит возмещению в счет арендной платы.

7. Учет и контроль за использованием имущества, переданного в аренду

7.1. Контроль за исполнением арендатором условий договора аренды осуществляет арендодатель в соответствии с договором аренды.

7.2. Контроль за своевременным поступлением в бюджет Александровского муниципального района доходов от сдачи в аренду муниципального имущества осуществляет администратор указанных доходов.

7.3. Копия договора аренды муниципального имущества, а также соглашение о внесении изменений в договор аренды или соглашение о расторжении договоров аренды независимо от того, кто является арендодателем, в течение пяти дней со дня подписания, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - со дня государственной регистрации направляется арендодателями в Комитет.

7.4. В случае нарушения Предприятием или Учреждением при сдаче муниципального имущества в аренду требований настоящего Порядка или законодательства Российской Федерации Администрация имеет право:

1) обратиться в суд с иском о признании сделки недействительной;

2) инициировать привлечение руководителя Предприятия, Учреждения к ответственности, предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и законодательством Российской Федерации;

3) инициировать процедуру признания неиспользуемым, используемым не по назначению или излишним имущества, находящегося в оперативном управлении и сданного в аренду с нарушением установленных требований;

4) предпринять иные меры к устранению нарушений.

8. Заключительные положения

8.1. Муниципальные унитарные предприятия и учреждения при предоставлении в аренду муниципального имущества, находящегося на их балансе, обязаны руководствоваться данным Порядком.

8.2. Трехсторонние договоры аренды, заключенные до вступления в силу данного Порядка, действуют до окончания установленного срока аренды.

В связи с многочисленными обращениями, связанными с заключением договоров аренды федерального имущества, обращаю внимание на следующее.1. Заключение договоров аренды федеральными государственными унитарными предприятиями в отношении закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения имущества.Исходя из положений пункта 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьи 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 616-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» федеральное государственное унитарное предприятие (далее - ФГУП) только с согласия собственника вправе распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом, в том числе продавать, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом.
Следовательно, арендодателем по договору аренды в отношении имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП, должны выступать непосредственно ФГУП.При этом Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальные органы) осуществляет согласование сделок с имуществом ФГУП на основании 5.14. Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. N 691 (далее - Положение), а также постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия», постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2003 г. N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».2. Заключение договоров аренды федеральными учреждениями в отношении закрепленного за ними на праве оперативного управления имущества.В соответствии с пунктом 1 статьи 49, пунктом 3 статьи 50, пунктом 1 статьи 120, пунктом 2 статьи 298 Гражданского кодекса федеральные учреждения обладают специальной (целевой) правоспособностью и поэтому могут владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними на праве оперативного управления имуществом только в целях их создания. При этом собственник в пределах, установленных законом, устанавливает учреждениям прямые задания по целевому использованию выделенного им имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса).Следует учитывать, что в статье 298 Гражданского кодекса выделено несколько видов учреждений это частные, бюджетные и автономные учреждения.По общему правилу бюджетное учреждение не вправе распоряжаться закрепленным за ним собственником имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (пункт 1 статьи 298 Гражданского кодекса). Между тем учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначения имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса). Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано, рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника.Таким образом, бюджетное учреждение может выступать арендодателем по договору аренды недвижимого имущества, в случаях, когда передача в аренду необходима для реализации деятельности учреждения.При рассмотрении данного вопроса также необходимо принимать во внимание иные нормы законодательства Российской Федерации, например, статью 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», предоставляющую право высшим учебным заведениям выступать в качестве арендатора и (или) арендодателя имущества.При этом передача в аренду осуществляется при наличии согласия собственника и (или) задания собственника (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса).В отношении автономных учреждений абзацем вторым пункта 1 статьи 298 Гражданского кодекса, а также Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» установлено особое правило - автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.Арендодателем по договору аренды в отношении недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за автономными учреждениями, должны выступать непосредственно автономные учреждения. При этом Росимущества в рамках предоставленных ему полномочий осуществляет согласование таких сделок.3. Заключение договоров аренды Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальными органами).Принимая во внимание содержание пунктов 1 и 2 настоящего письма, а также учитывая пункт 5.3 Положения, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальные органы) может заключать сделки (выступать арендодателем по договору аренды) только в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации.4. Проведение оценки федерального имущества для заключения договора аренды недвижимого имущества.Принимая во внимание положение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 685 «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества», определение стартового размера арендной платы должно осуществляться на основании отчета об оценке объекта.В связи с этим привлечение оценщика для проведения оценки объекта должно осуществляться потенциальным арендодателем, то есть Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальными органами) - в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, ФГУП - в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, федеральными учреждениями - в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.В целях обеспечения деятельности по передаче федерального имущества в аренду территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом должны своевременно представлять в центральный аппарат Федерального агентства по управлению федеральным имуществом свои предложения на соответствующий год по объему бюджетных средств, необходимых для проведения оценки предполагаемого к передаче в аренду имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации.5. Продление срока действия договора аренды недвижимого имущества по соглашению сторон.Заключение договора аренды объектом недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, осуществляется на конкурсной основе с определением в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стартового размера арендной платы, исчисляемой на основании отчета об оценке объекта, в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 685 «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества»).Предметом торгов является право на заключение договора аренды (статьи 447 - 448 Гражданского кодекса Российской Федерации).Принимая решение о проведении торгов на право заключения договора аренды, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган) утверждает конкурсную документацию, в состав которой входит проект договора аренды.По результатам торгов у победителей возникает право на заключение договора аренды, а у собственника (организатора торгов) обязанность заключить такой договор, на условиях, объявленных при проведении торгов.Условие о сроке договора аренды, равно как и другие условия договора аренды, за исключением условия о размере арендной платы, являются условиями торгов.Договор аренды заключается на срок, определенный договором (статья 610 Гражданского кодекса Российской Федерации). Срок действия договора аренды, заключенного с победителями торгов, определен условиями торгов.Продление срока договора аренды по соглашению сторон является изменением условий торгов. Условия торгов не могут быть измены# соглашением между арендатором и арендодателем.Продление срока договора аренды по соглашению сторон представляется возможным только в случае, когда условиями договора аренды, заключенного по результатам торгов, предусмотрена возможность такого продления.При подготовке Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) конкурсной документации в проект договора аренды может быть включено положение о возможности продления срока аренды, а также определен срок, на который возможно продлить арендные отношения, и условия (например, своевременное и полное внесение арендной платы, отсутствие установленных законом и (или) договором оснований для досрочного расторжения договора), при которых положение о продлении срока аренды подлежит применению.Таким образом, учитывая публичный порядок заключения договора аренды, изменение срока действия договора соглашением сторон возможно только в случае, если продление срока предусмотрено условиями договора, заключенного по результатам торгов.6. Возобновление договора аренды недвижимого имущества на тех же условиях на неопределенный срок.Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора аренды при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (пункт 2 статьи 621, статья 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).Для возобновления договора аренды на тех же условиях на неопределенный срок не требуется оформление нового договора аренды в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, или дополнительного соглашения к действующему договору аренды.Факт заключения нового договора аренды на неопределенный срок подтверждается следующим:- арендатор продолжает пользоваться имуществом и вносит арендную плату в соответствии с условиями договора аренды;- арендодатель не возражает против продолжения арендных отношений и принимает арендную плату, выплачиваемую арендатором в соответствии с условиями договора аренды.Законодательством Российской Федерации не предусмотрено безусловное право арендатора на заключение нового договора аренды на неопределенный срок. В случае если арендодатель возражает против продолжения арендных отношений, договор аренды не может считаться возобновленным.Заключение нового договора аренды на тех же условиях на неопределенный срок зависит как от действий арендатора, так и от действий арендодателя, направленных на установление арендных отношений.В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 685 заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, осуществляется на конкурсной основе.Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган) не вправе заключать договоры аренды объектов недвижимого имущества без проведения торгов, за исключением случаев, установленных вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации. Возобновление договора аренды на тех же условиях на неопределенный срок к таким случаям не относится.Действия арендодателя - Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (его территориального органа), направленные на возобновление договора аренды на тех же условиях на неопределенный срок, являются действиями по заключению нового договора аренды. Требование о проведении торгов на право заключения договора аренды в данном случае не соблюдается.В целях соблюдения установленного порядка заключения договоров аренды недвижимого имущества на конкурсной основе следует исключить случаи возобновления договора аренды на тех же условиях на неопределенный срок, заблаговременно предупреждая арендатора о прекращении срока договора аренды и возврате арендованного имущества.7. Преимущественное право арендатора на заключение договора аренды недвижимого имущества на новый срок.Если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественно перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок (пункт 1 статьи 621 Гражданского кодекса).Для реализации арендатором предоставленного ему законом преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок необходимо соблюдение следующих условий:- в течение срока действия договора арендатор надлежащим образом исполнял свои обязанности, установленные договором, в том числе обязанность по своевременному внесению арендной платы;- арендатор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора аренды письменно уведомил арендодателя о желании заключить договор аренды;- арендодатель имеет намерение после окончания срока действия договора передать имущество в аренду;- договор не содержит условие, исключающее преимущественное право арендатора на заключение нового договора аренды.Требование о заключение# договора аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, на конкурсной основе, установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2006 г. N 156 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам управления федеральным имуществом и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 г. N 702» (опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации, 2006, N 13, ст. 1408; вступило в силу 4 апреля 2006 г.).Указанным постановлением Правительства Российской Федерации были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 685.Таким образом, начиная с 4 апреля 2006 заключение договоров аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, должно осуществляться на конкурсной основе.Реализация преимущественного права арендатора на заключение договора аренды на новый срок исключает проведение торгов на право заключения договора. В случае если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок и провел торги на право заключения договор аренды, арендатор, не участвовавший в торгах, вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору аренды.Учитывая, что положения пункта 1 статьи 621 Гражданского кодекса о преимущественном праве арендатора на заключение нового договора носят диспозитивный характер, в договорах аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, заключенных после 4 апреля 2006 г., должно содержаться условие, исключающее преимущественное перед другими лицами право арендатора на заключения договора аренды на новый срок.В договорах аренды, заключенных после 4 апреля 2006 г. следует устанавливать, что по истечении срока действия договора аренды, заключение договора аренды на новый срок осуществляется на конкурсной основе и арендатор не имеет преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок.В случае если договор аренды недвижимого имущества, заключен до 4 апреля 2006 г. и не содержит условий, исключающих преимущественное перед другими лицами право арендатора на заключение договора аренды на новый срок, то при соблюдении иных установленных законом условий (добросовестность арендатора, письменное уведомление арендодателя о желании заключить договор, направленное в установленный срок) договор аренды заключается на новый срок без проведения торгов.При заключении договора аренды на новый срок стороны не связаны с условиями ранее действующего договора аренды, условия договора определяются по соглашению сторон. При этом размер арендной платы должен определяться на основании отчета об оценке, составленного в соответствии с законодательством с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Л.И. Приданова

Для ведения предпринимательской деятельности предприятию необходимы разные основные средства. При этом совсем необязательно приобретать объекты в собственность. Компания вполне может получить ОС в безвозмездное срочное пользование. Рассмотрим далее нюансы этой процедуры.

Общие сведения

Передача в имеет ряд специфических черт. На практике ее часто путают с бесплатным приобретением объектов. Однако между этими процедурами существует принципиальная разница. Бесплатное приобретение ОС предполагает переход права собственности к получающей стороне, а при предоставлении объектов в безвозмездное пользование первоначальный владелец не меняется.

Предмет сделки

Право безвозмездного пользования распространяется исключительно на индивидуально определенные вещи. В качестве предмета сделки могут выступать разные объекты. В настоящее время достаточно популярно безвозмездное пользование недвижимым имуществом. В его состав входят земельные участки, предприятия, сооружения, комплексы зданий, обособленные и пр. Эти вещи должны быть непотребляемыми - не теряющими свои натуральные характеристики в ходе эксплуатации. Это правило обеспечивает гарантии исполнения обязательств получателем по возврату объекта. Используя это ограничение, стороны отношений должны понимать, что значение будут иметь не столько свойства предмета как таковые, сколько соотношение со спецификой его использования, предусмотренной в условиях соглашения. То есть эксплуатация объекта не препятствует его возврату в натуре. К примеру, продукты питания - это, несомненно, потребляемые вещи. Однако это не препятствует передаче их в срочное пользование для показа на сельскохозяйственной выставке. Немаловажное значение имеет и индивидуальная определенность вещи. Это свойство позволяет оценить, выполнил ли получатель обязательство по возврату объекта в натуре или нет.

Исключительные сделки

Безвозмездное пользование недвижимым имуществом имеет ряд ограничений. В ст. 607 ГК присутствуют ссылки на специальные законы по отдельным условиям заключения сделки. В частности, речь идет о возможности установления перечня объектов, бесплатная аренда которых ограничена, запрещена или осуществляется по особым правилам. В п. 2 указанной нормы предусматривается установление специального режима для земельных участков и иных обособленных природных комплексов. Такие законы, ссылки на которые присутствуют в статье, обладают исключительным характером. Уже в силу этого они к договорам безвозмездной передачи относиться не могут, если не содержат соответствующих указаний. Учитывая не исключаются, на первый взгляд, противоречивые ситуации. Так, например, предметы, аренда которых запрещена, могут быть переданы в бесплатную эксплуатацию. Более того, при определенных условиях в сделке могут участвовать объекты, изъятые из оборота. Такие ситуации обуславливаются тем, что безвозмездное пользование недвижимым имуществом или иными средствами предполагает ограниченные правомочия по отношению к вещам, в сравнении со срочной эксплуатацией за плату.

Участники сделки

В качестве субъекта, предоставляющего объект, может выступать лицо, наделенное правом распоряжения им. Соответственно, получателем может быть тот, кто имеет юридическую возможность эксплуатировать вещь по условиям соглашения. Первому участнику посвящена ст. 690 ГК. В норме присутствует указание на возможность предоставления имущества только собственниками или другими лицами, уполномоченными им либо законом. При этом на владельца объекта могут накладываться определенные ограничения. Например, в ст. 346 ГК установлено, что залогодатель может предоставить объект в безвозмездное пользование только по согласию залогодержателя. Субъектом, уполномоченным собственником, может выступать комиссионер, который действует в пределах поручения. Несколько меньший объем юридических возможностей предусмотрен для доверительного управляющего. Он может совершать различные сделки, осуществлять безвозмездное пользование недвижимым имуществом, но только в интересах выгодоприобретателя.

Запреты

Тот факт, что предоставление объекта по ссудному соглашению производится безвозмездно, требует ограничить в некоторых случаях возможность его заключения. По общим правилам, запреты направлены на обеспечение защиты интересов не только субъекта, вступающего в сделку, но и других лиц. В качестве последних главным образом выступают кредиторы, а также участники товариществ и прочих хозяйствующих обществ. Один из запретов присутствует в ст. 690 ГК. Нормой не допускается предоставление коммерческой организацией в безвозмездное пользование предметов лицу, которое является ее учредителем, руководителем, участником, членом контрольного или административного органа. Это обуславливается тем, что указанные субъекты могут косвенно либо прямо повлиять на формирование воли самого общества. Например, оказать воздействие на ссудополучателя заключить соглашение, направленное на получение выгоды лицами, приведенными в ст. 690, п. 2, вопреки интересам предприятия, с которым они связаны. В таких случаях будет учитываться характер сделки, заведомо не соответствующий основной цели организации. Кроме этого, ограничения могут относиться к представительству. 37 статья ГК пунктом вторым предоставляет попечителям и опекунам достаточно широкие возможности по распоряжению объектами, принадлежащими подопечному. Однако при этом устанавливается перечень сделок, которые могут совершаться или на которые представители могут давать согласие только при наличии разрешения от госоргана.

Нюанс

Как правило, основания для установления ограничений для второго участника сделки отсутствуют. Более того, с учетом того, что соглашение отвечает интересам, прежде всего, получателя, законодатель в некоторых случаях считает обоснованным и необходимым исключение его из существующих запретов. Например, не допуская заключения сделок попечителями/опекунами, их супругами и родственниками с подопечными, статья 37 в пункте третьем предусматривает возможность передать имущество последнему в безвозмездное пользование и в виде дара.

Особые случаи

В ГК присутствует специальная норма, действие которой направлено на сохранение соглашения при изменении одного из его участников. Речь о том, что за ссудодателем остается право отчуждать либо предоставлять его в возмездное пользование. Ст. 700 ГК предусматривает в таком случае особый режим. В частности, покупка или аренда помещений/строений/зданий и прочих объектов предполагают переход юридических возможностей к новому владельцу или эксплуатирующему лицу по заключенному ранее ссудному соглашению. При этом устанавливается соответствующее обременение. В указанной статье предусмотрены также разные виды правопреемства со стороны ссудодателя. На случай смерти лица либо их обязанности и юридические возможности переходят к наследнику или иному лицу, имеющему соответствующие правомочия. Специально оговаривается обстоятельство, что при преобразовании любого типа обязанности и права получает лицо, выступающее в качестве преемника, если другое не вытекает из смысла ссудного соглашения. Иные правила действуют в отношении приобретателя. Так, в случае смерти гражданина либо реорганизации предприятия, действие ссудного соглашения прекращается, если иное не вытекает из его условий.

Договор безвозмездного пользования: образец

Заключение соглашения осуществляется сторонами добровольно. При этом следует отметить, что безвозмездность предполагает определенные обязанности для организаций, выступающих как ссудодатели. К примеру, в соответствии с ФЗ "О библиотечном деле", установлена возможность каждого предприятия и гражданина получать на время любые документы из учреждений, частично либо полностью находящихся на финансировании из федерального, регионального либо местного бюджета. В гл. 36 ГК отсутствуют специальные нормы, регламентирующие порядок, по которому должен заключаться договор, а также определяться его форма. Кроме этого, ст. 609 не включается в перечень статей, ссылки на которые содержатся в ст. 689, п. 2. В этой связи при составлении соглашения необходимо руководствоваться общими правилами. В частности, это значит, что если осуществляется бесплатная аренда помещений, стоимость которых не меньше чем в 10 раз выше МРОТ, сделка между гражданами оформляется письменно. Если соглашение заключается между физическим лицом и предприятием, то такая форма обязательна вне зависимости от цены объекта. В остальных случаях допускается устное оформление сделки, а также посредством конклюдентных (указывающих на соответствующие намерения) действий. В письменной форме соглашения указываются предмет сделки, обязанности и права сторон, срок, в течение которого будет осуществляться пользование жилым помещением или иным объектом, ответственность участников, правила возврата.

Дополнительно

В случае нарушения требований об обязательном письменном оформлении наступают последствия, предусмотренные ст. 162 ГК. В частности, при возникновении спора запрещено ссылаться на свидетельские показания в подтверждение совершения сделки и установления ее условий. В предусмотренных статьями 164 и 131 ГК и федеральным законом случаях, договор о безвозмездном пользовании должен быть зарегистрирован. По общему правилу, соглашение будет считаться действующим после проведения этой процедуры.

Бухучет

Основные средства, которые получены в безвозмездное пользование, должны отражаться по 001. При предоставлении ОС оформляются соответствующие документы. В качестве одного из них выступает Образец этого документа служит основанием для записи оценочной стоимости по дебету сч. 001. Кроме этого, на объект заполняется инвентарная карточка по ф. ОС-6. В ней делается соответствующая пометка о безвозмездном пользовании и отнесении средства на забалансовый счет. Инвентарные карточки по таким объектам должны храниться отдельно. По завершении действия соглашения и возврате ОС следует:



Ответственность

В процессе пользования имуществу может быть причинен вред. Ответственность за его нанесение устанавливается гл. 36. По ст. 697 она предусматривается для ссудодателя, если он не сможет доказать, что ущерб причинен по грубой неосторожности или умыслу получателя либо лица, у которого предмет оказался с его согласия. Основанием для снятия ответственности с причинителя вреда выступает отсутствие его вины. Это положение устанавливается ст. 1064 ГК (п. 2). Ссудодатель, таким образом, может руководствоваться этой нормой, если одновременно будет отсутствовать и вина получателя, и его собственная.