Ндс не облагается на основании усн. Организация применяет УСН, т.е. не является плательщиком НДС. Однако контрагенты выставляют ей счета на оплату с выделенной суммой налога. Следует ли при оплате товаров, работ или услуг указывать в платежном поручении и

Подпунктом 7.2.4 Закона установлено, что право на начисление НДС предоставляется исключительно лицам, зарегистрированным как плательщики этого налога. Плательщики единого налога, которые не являются плательщиками НДС, не имеют прав, установленных Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость». А поэтому юридические и физические лица, которые уплачивают единый налог и не являются плательщиками НДС, в соответствии с Законом:

Насколько такой налог и как рассчитать это просто рациональное строительство сборщика налогов. В Чешской Республике налог составляет 10% и 20%. Поэтому государство считает, что предприниматель добавляет около 200% к продаже товаров и услуг. Например, покупка сырья, работы и переработки составляет 100 чешских крон. 200 крон будут облагать налогом 19% в случае прямого налогообложения, а налог составит 38 чешских крон. Однако государство будет равно базовой цене товара 20% и заработает 40 крон.

Но для этого нет никакой пользы. Не облагаемое налогом лицо платит за товары или услуги более высокую цену от налогоплательщика, и государство останется. Таким образом, государство взимает налог только с конечным потребителем, который может ничего не делать, кроме как почитать его при каждой покупке в магазине. Таким образом, налог становится социальным налогом абсолютной холеры, который ощущают мелкие потребители и торговцы. Стать налогоплательщиком означает получение оборота в 12 миллионов крон в течение 12 месяцев подряд.

операции по продаже товаров (работ, услуг), как собственного производства, так и покупных, должны осуществлять без начисления НДС;

при продаже любой продукции (товаров, работ, услуг) не имеют права выписывать налоговую накладную и указывать в ней сумму НДС;

не имеют права указывать в кассовом чеке сумму НДС (согласно п. 11.14 Закона кассовый чек должен содержать данные об общей сумме денежных средств, подлежащей уплате покупателем с учетом НДС, и сумме этого налога, уплачиваемой в составе общей суммы, в случае использования ЭККА при расчетах с потребителями - плательщиками НДС).

Но бюджет заполнен молчаливым большинством мелких потребителей и потребителей. Налог на добавленную стоимость является наиболее легко облагаемым налогом. От налогоплательщиков требуется ежемесячная или квартальная налоговая декларация. И наоборот, от конечного потребителя ничего не требуется. Он просто дает торговцу, который продает, он идет в государство и удовлетворяет потребности государства. Таким образом, цель налога оставалась единственной. Длительный налог не связан с переоценкой бизнеса. Идеи о социалистических прибылях снова были приняты бизнесменами.

Указанные выше плательщики единого налога:

по суммам налога, уплаченным как при приобретении товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины, так и при ввозе товаров из-за пределов таможенной территории Украины или получении от нерезидентов работ (услуг) для потребления на таможенной территории Украины, не имеют права на налоговый кредит (суммы НДС, уплаченные (начисленные) при приобретении плательщиком единого налога товаров (работ, услуг), включаются в стоимость товаров (работ, услуг);

Это неизбежно, но вряд ли требуется. Или вы просто думаете об этом, но боитесь, что вы это сделаете? Не паникуйте, ваш счет становится немного сложнее, но вы также можете воспользоваться им. Как вы фактически становитесь плательщиком налога на добавленную стоимость? Существует два варианта - либо на добровольной, либо на обязательной основе.

Когда мне выгодно быть добровольным плательщиком?

Основной показатель составляет 21%, а нижний - 15%. При сниженной ставке 15% из этой суммы взимается налог в размере 150 крон. . Не стоит рассчитывать, стоишь ли ты того. Это относится, например, к фермерам или строительным компаниям, которые строят или ремонтируют гостиницы и другие объекты размещения. Предприниматели планируют купить дорогостоящую недвижимость. . Но регистрация не подходит для всех. Это не относится к предпринимателям, которые предоставляют товары или услуги обычным людям.

не имеют права на возмещение налога, уплаченного поставщикам в связи с приобретением товаров, вывезенных за пределы таможенной территории Украины, или работ (услуг), предназначенных для использования и потребления за пределами таможенной территории Украины (указанные суммы налога включаются в стоимость товаров (работ, услуг).

Налоги - это бич почти для всех, а не только для самозанятых людей. Наша фискальная система не является ни простой, ни прозрачной или дружественной, и она всегда связана с истощением нашего дохода. К сожалению, их нельзя избежать, поэтому лучше всего знать их достаточно, чтобы выбрать для вас наилучшую форму учета.

Из статьи Какая форма урегулирования с налоговым управлением выбрать для бизнеса вы уже знаете, что может быть для вас наиболее выгодным. На практике вы встречаетесь с ним, принимая любую фискальную квитанцию ​​в руке - кроме цены всегда указывается указанная ставка и сумма налога.

Субъекты предпринимательской деятельности - плательщики НДС, которые приобретают товары и (или) получают работы (услуги) от плательщиков единого налога, не являющихся плательщиками НДС, по таким товарам (работам, услугам) не имеют права на налоговый кредит, самостоятель- ное выделение суммы НДС и включение ее в налоговый кредит не допускается. Дальнейшая продажа таких товаров (работ, услуг) осуществляется с начислением НДС на полную их стоимость.

Механизм действия лучше всего демонстрирует. Ваша окончательная цена будет ниже, поэтому вы будете более конкурентоспособными, но вам нужно будет посмотреть на свои учетные записи в более широком контексте. Если вы платите на общей основе или платите единый налог - чем выше стоимость, тем меньше вам придется делать.

Применяя фиксированную ставку или налоговую карту, вы увеличиваете сумму дохода, чтобы вы платили более высокий подоходный налог, но вы можете приблизиться к пределу, по которому вы больше не сможете урегулировать. Кроме того, у вас высокие затраты, что снижает вашу прибыль. Ключевым моментом здесь является то, кто покупает товары или услуги для вас. Если конечными покупателями являются в основном физические лица - конечная цена рассчитывается, а не ее компоненты.

Указом введена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности операций по продаже (реализации) товаров (работ, услуг), но не установлен отличный от общего порядок приобретения товаров (работ, услуг) как на территории Украины, так и за ее пределами.

Поэтому приобретение субъектами предпринимательской деятельности, которые перешли на упрощенную систему налогообложения (независимо от того, зарегистрирован такой субъект в качестве плательщика НДС или нет), товаров как на территории Украины, так и при их ввозе из-за пределов таможенной территории Украины, осуществляется в общем порядке, установленном для всех субъектов хозяйственной деятельности.

Универсального решения нет - вам нужно пересчитать все варианты самостоятельно, опираясь на детали, которые вас беспокоят. Только тогда принять решение. Конечно, при условии, что ваша деловая активность позволяет вам сделать выбор. Если вы начнете свою деятельность в течение года - сумма будет пропорциональна количеству дней, оставшихся до конца года.

Импорт товаров и услуг, внутриобщественное приобретение товаров, доставка товаров или услуг, для которых облагаемое лицо является покупателем товаров, содержащих драгоценные металлы, или услуги по оказанию налоговых услуг в области налогообложения в сфере консалтинговых услуг в области ювелирных изделий. Это может быть важно, если вы делаете инвестиционные покупки в самом начале, то есть у вас большие расходы, а доход по-прежнему остается низким. Основанием для получения такого возмещения является оплата всех полученных счетов.

Следует отметить, что Высший арбитражный суд Украины информационным письмом от 20.04.2001 г. № 01-8/480 «О некоторых вопросах практики применения отдельных норм действующего законодательства при разрешении споров» относительно вопроса уплаты субъектами, которые уплачивают единый налог по ставке 10 процентов, НДС с операции ввоза (пересылки) товаров на таможенную территорию Украины, сообщил арбитражным судам Украины, что по содержанию Указа предусмотрено освобождение субъектов малого предпринимательства от уплаты НДС только с операций реализации продукции (товаров, работ, услуг), а не с операций ввоза (пересылки) товаров на таможенную территорию Украины, поэтому такой налог уплачивается этими субъектами предпринимательской деятельности на общих основаниях в соответствии с действующим законодательством.

Если все ваши документы заказываются - нечего бояться. Когда выясняется, что вы делаете что-то неправильно - лучше сначала знать это, а не дублировать ошибку. Этот вопрос вызывает много людей, начинающих бизнес. Ответ зависит от типа деятельности и аудитории наших товаров и услуг.

В большинстве случаев у налогоплательщика есть выбор: он может быть чатом, хотя ему и не нужно. Оказывается, нет правила - все зависит от нескольких факторов, которые мы пишем ниже, чтобы помочь вам принять обоснованное решение. Налог на добавленную стоимость - означает налог на так называемый. Добавленная стоимость, которую в Польше называют налогом на товары и услуги. Это связано с возможностью снижения налога за счет налога на добавленную стоимость.

Кроме того, при получении юридическими и физическими лицами, которые уплачивают единый налог (независимо от того, зарегистрировано такое лицо как плательщик НДС или нет), работ и услуг от нерезидентов для их использования или потребления на таможенной территории Украины, НДС уплачивается в соответствии с Законом в общем порядке, установленном для всех субъектов хозяйственной деятельности.

Вы платите только разницу между налогом и начислением в налоговую инспекцию, так как 230 злотых уже были выплачены поставщику. Некоторые предприниматели должны быть ватными рабочими - они не могут воспользоваться освобождением, даже если их годовой оборот не достигнет суммы в 200 злотых. Это включает, среди прочего. торговцы золотыми изделиями и всевозможные консультанты.

Вы не только имеете много обязанностей, но и увеличиваете риск проверки через налоговую инспекцию. Если вы работаете в бухгалтерии, ваша ответственность заключается в том, чтобы очистить ваши учетные записи, но когда вы запускаете свой учетный бизнес самостоятельно, вы должны сделать это очень честно. Хорошо использовать признанную бухгалтерскую программу - желательно такую, которая гарантирует правильность системы бухгалтерского учета.

Верховный Суд Украины однозначно решил вопрос о том, что при импорте плательщики 10-процентного единого налога не должны начислять и уплачивать НДС.

Верховный Суд Украины на совместном заседании коллегий судей при участии представителей истца, рассмотрев в открытом судебном заседании по кассационной жалобе Предприятия на постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 03.01.2002 г. дело по иску Предприятия к Крымской региональной таможне (далее - Таможня) о взыскании 10807 грн 98 коп. установил следующее.

Как это сделать, мы пишем в отдельной статье. Есть много неправильных представлений об этом налоге. В основном, это бонус, который он просто платит. Почему так хорошо стать чаном и отказаться от вашего права не платить налоги? Вы узнаете позже в этой статье.

Многие считают, что налог связан с высокими издержками и чем-то, чего следует избегать. Это их обязанность рассчитать и уплатить налог в налоговую инспекцию. Предприниматель является посредником в передаче налога, взимаемого с его клиента, в налоговую инспекцию. Поэтому нет необходимости преподавать из собственного кармана, здесь нет дополнительных затрат.

С иском в Арбитражный суд Автономной Республики Крым Предприятие обратилось 12 марта 2001 года. Заявленное исковое требование мотивировано тем, что для Предприятия, являющегося плательщиком единого налога в качестве субъекта малого предпринимательства, уплата предусмотренных Законом Украины «О системе налогообложения» (далее - Закон о системе налогообложения) налогов заменена 10-процентной ставкой єдиного налога на основании Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (далее - Указ) и Закона Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» (даіее- Закон о поддержке малого предприниматепьства). В связи с этим. Таможня незаконно удержала с него при таможенном оформлении импортированных цветов налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме цены иска.

Этот механизм был введен во избежание многократного налогообложения того же продукта, торгуемого между трейдерами. Налоговая служба выплачивает разницу между наложенным налогом и начислением. Таким образом, вы будете брошены на бремя уплаты этого налога. С этой точки зрения, если вы планируете инвестировать свой бизнес на регулярной основе, покупая разные машины или оборудование, ответ на вопрос, стоит ли быть чатом, должен быть положительным.

Когда он заплатит за уборку?

Существует широко распространенное мнение о том, что чана стоит того, когда она стоит дорого, то есть когда крупные покупки производятся от других предпринимателей. Для малых предприятий этот налог на вычеты будет ниже. Это не означает, что, поскольку оно меньше, его не стоит рассчитывать. Как польская пословица говорит: копейки до копейки и будет кокосовым орехом.

Таможня иск не признала, мотивируя свои возражения тем. что в соответствии с Указом единый налог уплачивается с суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) (далее - товары), а в данном случае НДС удержан с операции приобретения товара.

Решением от 19-23 апреія 2001 года в иске отказано по той причине, что в соответствии с п. 3 Указа и подп. 3.1.2 п. 3.1 ст.З Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее - Закон об НДС) субъекты малого предпринимательства освобождаются от уплаты НДС только с операций по реализации товаров, а не с операций по их ввозу (пересылке).

Будучи членом чата, возникает ряд обязанностей, связанных с учетными записями. Эти обязанности включают, во-первых, регистрацию. Подача заявки требуется до первого налогооблагаемого дня. Такой контроль не нужно предсказывать, даже после приложения вы можете ожидать контроля в любое время. Другое обязательство - подать налоговую декларацию.

Расчетный период определяется в начале каждого отчетного года. Крайний срок подачи декларации - 25 дней каждого месяца или 25 дней месяца, следующего за данным кварталом. Когда последний день крайнего срока относится к государственному празднику, например, в субботу или в отпуск, крайний срок подачи налоговой декларации переносится на первый рабочий день, следующий за этим свободным днем. Это должно быть сделано один раз в месяц или один раз в квартал. Счет-фактура выдается, как правило, не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в который был доставлен товар или услуга.

Севастопольский апелляционный хозяйственный суд постановлением от 26.09.2001 г. указанное судебное решение отменил, а иск удовлетворил. Постановление обоснованно тем, что в соответствии с п. 6 Указа субъекты малого предпринимательства, уплачивающие единый налог, не являются плательщиками НДС, кроме случаев, когда юридическое лицо выбрало способ налогообложения доходов по ставке 6%. Кроме того, согласно 4.2 ст. 11 Закона о поддержке малого предпринимательства уплата НДС при импорте товаров для субъектов малого предпринимательства заменена уплатой единого налога, а одновременная уплата НДС и единого наюга с операций импорта товаров (работ, услуг) противоречит принципу недопущения двойного наюгообложения. Указанное апелляционный суд обосновывает также выводом о том, что законодатель не разграничивает понятия НДС при импорте и НДС с операций на таможенной территории Украины.

Ваттеры менее конкурентоспособны по более высоким ценам?

Помимо выдачи счетов-фактур вы обязаны вести учет ваших продаж. Вы можете выполнять все эти обязанности самостоятельно, но вы также можете воспользоваться услугами бухгалтерии, отправив им все документы, связанные с этим налогом. Но означает ли это, что они станут менее конкурентоспособными по более высоким ценам? Если вы продаете товары и услуги в бизнес-сфере, то есть для других предпринимателей, это не проблема, потому что они тоже, вероятно, являются ватовками, то есть они могут вычитать налог на продукты, которые вы покупаете у вас.

Обжалуемым постановлением Высший хозяйственный суд Украины постановление суда апелляционной инстанции отменил, а решение суда первой инстанции оставил в силе, обосновав его тем, что в соответствии с подп.2.2 ст.2, подп.3.1.2 п.3.1 ст.З Закона об НДС плательщиком НДС является лицо, которое ввозит (пересылает) товары на таможенную территорию Украины или получает от нерезидента работы (услуги) для их использования либо потребления на таможенной территории Украины (за исключением физических лиц, не зарегистрированных в качестве плательщиков налога, в случае если такие физические лица ввозят (пересылают) товары (предметы) в объемах, не подлежащих налогообложению согласно законодательству), а объектом налогообложения являются опера- ции плательщиков налога по ввозу (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины и получению работ (услуг), предоставляемых нерезидентами для их использования или потребления на таможенной территории Украины.

Часто компании не хотят работать с неватовыми плательщиками. Даже если трейдер не является плательщиком НДС, он косвенно включает в себя налог на конечный продукт, поскольку все эксплуатационные расходы, такие как электричество, телефон, канцелярские принадлежности, полуфабрикаты и т.д. Покупаются по валовой цене. Предприниматель, вычисляющий конечную цену своего продукта, должен учитывать все расходы плюс его маржу.

В общем, вам нужно иметь много знаний в этой области. Другим недостатком может быть контроль со стороны налогового управления. Тогда вы можете почти на 100% убедиться, что вы посетите налоговую инспекцию, потому что налогоплательщику не так легко дать деньги налогоплательщику, сначала он должен тщательно проверить, принадлежит ли вам эта сумма. Этот контроль, несмотря на вашу целостность кристалла, не является одним из самых приятных вещей, которые могут случиться с вами.

Согласно п. 11.4 ст. 11 названного Закона изменения порядка обложения НДС могут осуществляться только путем внесения из- меченый в него. А изменения в этот Закон в связи с изданием Указа внесены не были. Ссылаясь на часть пятую пункта 1 Указа, кассационный суд при- XIIел к выводу, что упрощенная система налогообложения вводится, исходя из выручки от реализации товаров, а поэтому освобождение субъектов малого предпринимательства от уплаты НДС с операций импорта Указ не предусматривает.

Предприятие просит постановление Высшего хозяйственного суда Украины отменить, мотивируя кассационную жалобу выявлением факта разного применения названным судом одних и тех же положений Закона об НДС и Указа в аналогичных делах.

Заслушав судью-докладчика и пояснения представитеїя истца, рассмотрев и обсудив доводы кассационной жаюбы, проверив материалы дела. Верховный Суд Украины считает, что кассационная жаюба подлежит удовлетворению по следующим причинам.

Хозяйственные суды первой и апелляционной инстанций установили, что в январе 2001 года истец ввез на таможенную территорию Украины по внешнеэкономическому контракту цветы; при таможенном оформлении этого груза Таможня удержала с него НДС в сумме 10807 грн 98 коп., несмотря на то, что на время возникновения спорных отношений он являлся плательщиком единого налога по ставке 10%.

Для рассмотрения деіа и разрешения спора по существу хозяйственные суды применили законы Украины о налогообложении и Указ и Закон о поддержке мапого предпринимательства.

В Украине отдельными законодательными актами урегулированы отношения, которые складываются в части уплаты налогов, предусмотренных Законом о системе налогообложения, и в части уплаты единого шпо- га, предусмотренного Указом и Законом о поддержке мачого предпринимательства.

Обычная система введена Законом о наюгообложетш и конкретными законами о налогах, сборах (обязательных платежах) (далее - налоги), которые обязывают налогоплательщиков взимать общегосударственные и местные налоги, предусмотренные ст.13, 14 названного Закона.

Упрощенная система введена Указом и закретена в Законе о поддержке малого предпринимательства, суть которой в соответствии со ст. 11 этого Закона заключается в замене уплаты предусмотренных обычной системой налогообложения уплатой единого налога.

Введение упрощенной системы налогообложения является экономическим вопросом, который до этого не был урегулирован законами Украины.

Указ издан в пределах полномочий Президента Украины, закрепленных в п.4 раздела XV«Переходные положения» Конституции Украины.

Названным Указом субъектам малого предпринимательства предоставлено право самостоятельно выбирать способ налогообложения доходов по единому налогу, установлены ставки единого налога, определена база и объекты налогообложения, сроки и порядок уплаты единого налога и круг лиц, на которых действие Указа не распространяется.

Замена уплаты обычных налогов уплатой единого налога в соответствии со ст. 5 Закона о поддержке малого предпринимательства является одним из направлений государственной поддержки малого предпринимательства наряду, в частности с установлением системы льгот для указанных налогоплательщиков. Это значит, что указанная замена не является ни льготой в налогообложении, ни освобождением от уплаты налогов.

В соответствии с Законом о поддержке малого предпринимательства плательщиком единого налога может быть лицо, которое признается налогоплательщиком в обычной системе налогообложения.

В частности, в соответствии с п. 1.3 ст.1 и ст.З Закона об НДС пла- течьщиками НДС являются два лица: 1)

лицо, реализующее товары (далее - лицо-продавец), удерживает при этом с лица, приобретающего их (далее - лицо-покупатель), НДС и вносит удержанный налог в бюджет. То есть лицо-продавец, кроме права на реализацию товаров, обязано удержать с лица-покупателя НДС и внести удержанный налог в бюджет. Именно обязанность внесения НДС в бюджет делает лицо-продавца платечьщиком этого налога. Лицо-покупа- тель в операциях реализации не является плательщиком НДС, поскольку оно его не вносит в бюджет, а только перечисляет лигу-продавцу; 2)

лицо, которое ввозит (пересылает) товары на таможенную территорию Украины (операции приобретения товаров во внешнеэкономической деятельности). В отличие от первого случая, который касается исключительно хозяйственных операций но реализации товаров, осугцествляемых резидентом другим резидентам или нерезидентам, этот случай касается исключительно хозяйственной операции по приобретению товаров резидентом у нерезидента. В связи с тем, что нерезидент (иностранный субъект хозяйствования) не обязан удерживать с резидента НДС и вносить удержанный налог в бюджет Украины (в соответствии с п.11.4 ст.11 Закона об НДС этот налог является внутренним налогом и не может регулироваться нормами международных договоров, кроме договоров, ратифицированных Верховной Радой Украины, до вступления в силу этого Закона). то Закон об НДС обязывает резидента-покупателя уплачивать НДС с таких операций приобретения непосредственно в бюджет Украины. Поэтому в таких случаях резидент-покупатель является плательщиком НДС и, соответственно, его обязанность по уплате этого налога заменяется уплатой единого налога, если он является субъектом малого предпринимательства и перешел на упрощенную систему налогообложения с уплатой налога по ставке 10%.

С учетом изложенного истец как субъект маюго предпринимательства. который уплачивает 10-процентный единый налог, с операции приобретения товаров по импорту не должен уплачивать НДС при их таможенном оформлении.

Такті образом, заявленное им исковое требование правомерно

22 Фев 2010 11:33

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН, "упрощенка"), не являются плательщиками НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Налогового кодекса РФ. Эти правила предусмотрены п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ. Поэтому такие налогоплательщики не должны выставлять покупателю счета-фактуры.

Однако иногда предприниматели сознательно идут на нарушение НК РФ и все-таки выставляют своим покупателям счет-фактуру и получают от них НДС в составе цены своих товаров (работ, услуг). Это связано с тем, что они не хотят потерять клиентов, которые сами работают на общем режиме налогообложения. Ведь при общем равенстве цены такой покупатель выберет продавца на общем режиме, т.к. в этом случае сможет принять НДС к вычету. Поэтому они и не заинтересованы в сотрудничестве с теми, кто НДС не платит. Какие же последствия наступают для самого "упрощенца" в случае выставления им своим покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога? Их несколько.

Уплата и декларирование выделенного в счете-фактуре НДС

Согласно п. 3 ст. 169 НК РФ счета-фактуры обязаны составлять плательщики НДС. Лица, не являющиеся налогоплательщиками, и в т.ч. применяющие УСН, счета-фактуры не составляют. Но что же будет, если счет-фактура все-таки ими выставлена и в ней выделена сумма НДС?

Обратимся к п. 5 ст. 173 НК РФ. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

Лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

Налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Налог определяется в сумме, указанной в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

Такую обязанность при УСН предусматривает и главное финансовое ведомство страны (Письмо Минфина России от 01.04.2008 N 03-11-05/78). Анализ арбитражной практики показывает: суды приходят к аналогичному решению (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 29.12.2008 по делу N А82-3043/2008-27, Уральского округа от 05.02.2009 N Ф09-7440/08-С2 и др.).

Помимо уплаты налога "упрощенец", выставивший покупателю счет-фактуру с НДС, обязан представить в налоговую инспекцию декларацию с отражением данного налога. Так, по крайней мере, считают контролирующие органы. В п. 5 ст. 174 НК РФ сказано: налогоплательщики (налоговые агенты), в т.ч. перечисленные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Но, как уже отмечалось выше, организация, применяющая УСН, хотя и становится лицом, обязанным уплатить НДС в бюджет, не может считаться ни налогоплательщиком, ни налоговым агентом. Спорить или нет с позицией чиновников, каждый решает самостоятельно. Доводы для обоснования своей позиции в таком споре приведем далее при рассмотрении других вопросов.

Иногда "упрощенцы", выставившие своим покупателям счета-фактуры с НДС, не уплачивают его в бюджет, ссылаясь на то, что они не являются плательщиками этого налога. В таких случаях они гарантированно вовлекаются в судебное разбирательство с налоговыми органами, если последние в результате проверки обнаружат, что выделенные в счетах-фактурах суммы НДС в бюджет не уплачены.

Скорее всего, в такой ситуации налогоплательщика ждут следующие неприятные меры со стороны налоговых органов:

Взыскание пеней за несвоевременную уплату налога (ст. 75 НК РФ);

Привлечение к ответственности за неуплату (неполную уплату) налога в виде штрафа от 20 до 40% неуплаченной суммы (ст. 122 НК РФ);

Привлечение к ответственности за непредставление в установленный срок налоговой декларации в виде штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Начиная со 181-го дня просрочки, сумма штрафа возрастает до 10% за каждый полный или неполный месяц плюс штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации (ст. 119 НК РФ).

Однако такие штрафы и пени с большой долей вероятности на успех можно попытаться оспорить в суде. Во многих случаях федеральные арбитражные суды различных округов признают такие действия налоговиков неправомерными. Есть достаточное количество положительных для налогоплательщиков дел по данным вопросам и на уровне ВАС РФ (см. Определения ВАС РФ от 26.03.2008 N 3957/08, от 04.10.2007 N 12019/07 и от 30.10.2007 N 13309/07, Постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 4544/07). Все судебные решения, принимаемые в пользу налогоплательщиков, мотивируются одним и тем же доводом - лица, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС, а штрафы по ст. ст. 119 и 122 НК РФ взыскиваются только с налогоплательщиков. Аналогичными доводами судьи пользуются, признавая неправомерным взыскание с "упрощенцев" пеней за несвоевременное перечисление сумм НДС в бюджет.

Однако налогоплательщики должны знать: полностью быть уверенными в успешном завершении такого судебного разбирательства нельзя. В некоторых случаях на уровне ФАС суды выносят и иные решения, как правило, по вопросу штрафа по ст. 122 НК РФ и пеням.

Как на УСН быть с вычетом?

Как известно, плательщик НДС имеет право принять к вычету налог, уплаченный поставщикам, по товарам (работам, услугам), по которым сам уплачивает НДС в бюджет.

Однако Минфин России считает, что в случае уплаты налога в бюджет в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ вычет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) нормами гл. 21 НК РФ не предусмотрен (Письмо Минфина России от 23.03.2007 N 03-07-11/68).

Аргументы чиновников заключаются в следующем: право на вычет имеют только плательщики НДС, а "упрощенцы" к ним не относятся. Не являясь плательщиками НДС, они соответственно не могут претендовать и на вычет сумм налога, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг). Полученные же от покупателей суммы НДС в случае выставления счетов-фактур с выделением суммы налога они обязаны перечислять в бюджет не как плательщики НДС, а в силу п. 5 ст. 173 НК РФ. К тому же в арбитражной практике встречаются дела не в пользу налогоплательщика (Постановление ФАС Московского округа от 06.10.2008 N КА-А41/9160-08-П, Определение ВАС РФ от 15.01.2009 N ВАС-17149/08).

Таким образом, если налогоплательщик на УСН примет решение принять к вычету НДС, ему придется отстаивать свою позицию в арбитражном порядке.

Вычет по НДС у покупателя

Что же происходит с правом на вычет по НДС у покупателей? Как правило, в праве на вычет по счету-фактуре, выставленному "упрощенцем", налоговые органы отказывают. По их мнению, только по счету-фактуре, выставленному плательщиком НДС, можно принять налог к вычету. Ведь на основании п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные плательщиком НДС (продавцом) в соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ плательщику НДС (покупателю) при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Поэтому суммы налога, предъявленные налогоплательщиком, применяющим УСН, плательщику НДС, вычетам не подлежат, т.к. лицо, применяющее УСН, первоначально не признается плательщиком НДС (см. Письма ФНС России от 06.05.2008 N 03-1-03/1925, Минфина России от 10.10.2008 N 03-07-07/104).

Однако в данном случае мнения чиновников и судей противоположны. Арбитражные суды полностью на стороне налогоплательщиков (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 30.12.2008 по делу N А79-1993/2007, Восточно-Сибирского округа от 02.12.2008 N А19-4782/08-57-Ф02-5536/08, А19-4782/08-57-Ф02-6112/08, Поволжского округа от 11.12.2008 по делу N А55-963/2008, Северо-Западного округа от 01.12.2008 по делу N А42-2068/2007, Северо-Кавказского округа от 17.02.2009 по делу N А53-14746/08-С5-22 и др.). В них судьи практически одними и теми же словами разъясняли налоговикам, что никаких законных оснований для непринятия вычетов по счетам-фактурам, выставленным поставщиками-"упрощенцами", у них нет. Ведь в таком случае на продавца, хотя он и является "упрощенцем", возлагается обязанность перечислить полученную сумму налога в бюджет; в спорных счетах-фактурах сумма НДС выделена отдельной строкой и они составлены с соблюдением требований НК РФ, а также содержат полную и достоверную информацию о хозяйственных операциях. И даже неисполнение таким поставщиком обязанности по уплате соответствующей суммы налога в бюджет не может само по себе служить основанием для отказа налогоплательщику в применении налогового вычета и являться доказательством получения им необоснованной налоговой выгоды (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.11.2007 N А19-3885/07-30-04АП-3253/07-Ф02-8439/07).

Данную позицию принципиально разделяет и ВАС РФ. В аналогичном случае, когда поставщик, применяющий ЕНВД, выставил покупателю счет-фактуру, судьи признали для последнего вычет правомерным, указав, что суммы НДС были фактически уплачены контрагенту и все требования ст. ст. 169, 171 и 172 НК РФ при этом соблюдены (Определение ВАС РФ от 14.03.2008 N 3008/08). Аналогичный вывод сделан ими и в отношении непосредственно поставщика-"упрощенца". В Определении от 13.02.2009 N ВАС-535/09 прямо указано: если выполнены все условия, предусмотренные названными статьями НК РФ, то обстоятельство, что НДС уплачен лицом, не являющимся плательщиком данного налога, не влияет на право общества применять налоговый вычет по спорным счетам-фактурам (п. 5 ст. 173 НК РФ).

Таким образом, остается надежда, что фискальные органы в ближайшее время изменят свою официальную позицию по этому вопросу, и налогоплательщики избавятся от необходимости тратить свои время и нервы на споры в судах.

Может ли НДС быть доходом на УСН?

До недавнего времени этот вопрос также являлся остродискуссионным. Минфин России на протяжении всего периода применения гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ разъяснял, что суммы НДС, указанные "упрощенцем" в выставленных им счетах-фактурах, надо включить в состав его доходов, облагаемых единым налогом при УСН. В частности, такие указания содержатся в Письмах от 11.01.2008 N 03-11-05/02 и от 14.04.2008 N 03-11-02/46. В обоснование своей позиции чиновники ссылаются на следующее: согласно ст. 346.15 НК РФ налогоплательщиками, применяющими УСН, учет доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав осуществляется в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, а внереализационных доходов - в порядке, установленном ст. 250 НК РФ. При этом не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 249 доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав определяются исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В то же время ст. ст. 249 и 251 не предусмотрено уменьшение доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав на сумму НДС, уплаченную в порядке, установленном пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Суды различных округов принимали прямо противоположные решения.

Так, по мнению некоторых из них, п. 1 ст. 248 НК РФ предусмотрено, что при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), поэтому полученная от покупателя сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, не может быть признана доходом общества (см. Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.05.2008 N А19-13515/07-Ф02-1767/08, Дальневосточного округа от 17.10.2007 N Ф03-А51/07-2/3956, Северо-Западного округа от 16.05.2008 по делу N А66-4750/2007, Уральского округа от 12.11.2007 N Ф09-9123/07-С3).

Однако в других случаях судьи поддерживали налоговиков (см. Постановление ФАС Уральского округа от 06.10.2008 N Ф09-7011/08-С3). Судьи пришли к выводу, что инспекция правомерно включила в доход организации суммы НДС, уплаченные ей покупателями товаров. Одно из таких невыгодных для "упрощенцев" судебных дел (Постановление ФАС Московского округа от 06.10.2008 N КА-А41/9160-08-П) стало недавно предметом рассмотрения Президиума ВАС РФ. Теперь этот спорный вопрос можно отнести к числу окончательно разрешенных, причем в пользу налогоплательщиков.

Высший Арбитражный Суд РФ постановил: если поставщик на "упрощенке" выставляет счет-фактуру с НДС, сумма налога в доходы не включается (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 N 17472/08). Обосновывая свое решение, судьи указали: облагаться в данном случае могут только доходы предпринимателя. В соответствии же со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в какой эту выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Из смысла положений НК РФ следует, что полученный и подлежащий уплате в бюджет налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, НДС не является его доходом и, следовательно, не должен учитываться в составе доходов, облагаемых единым налогом.

После выхода данного решения высшей судебной инстанции в единообразии арбитражной практики по данному вопросу можно будет уже не сомневаться. Кроме того, данное Постановление Президиума ВАС РФ может помочь ФНС России активно применять свое видение данного вопроса, которое, как это нередко бывает в последнее время, расходилось с позицией Минфина.

Как видим, желание "упрощенца" угодить своим клиентам, работающим на общей системе налогообложения, дав им возможность принять к вычету сумму НДС, приводит или может привести к целому ряду негативных последствий. Причем не только для него самого, но и для его покупателей. В этой ситуации "упрощенцам" можно порекомендовать трижды подумать, прежде чем пойти на такой шаг. Тем более что удержать клиентов можно и более безопасным способом: просто снизив для них цену на свои товары (работы, услуги) на сумму НДС. Покупатель не получает право на вычет НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам), но зато просто платит за них меньше на сумму данного налога. Продавец-"упрощенец" имеет точно такую же сумму облагаемого единым налогом дохода. Он снимает с себя дополнительные обязанности по исчислению налога, его своевременной уплате, представлению декларации, возможных споров по не включению в состав доходов сумм НДС.