Как найти период погашения дебиторской задолженности формула. Дебиторская задолженность: Расчет и значение коэффициента оборачиваемости. Расчет коэффициента на примере

Если организация продала товары или оказала услуги, а оплату еще не получила или получила не в полном объеме, речь идет о возникновении дебиторской задолженности, которая может быть краткосрочной или долгосрочной.

На ее величину оказывают влияние многие факторы, например: вид деятельности предприятия, уровень конкуренции на рынке, принятая в организации система расчетов с контрагентами и др.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Скорость погашения задолженности (оборачиваемость дебиторской задолженности) является одним из ключевых показателей для успешной и стабильной работы компании.

Она отражает кредитную политику организации и эффективность работы с заказчиками и покупателями по взысканию долгов.

Различают три типа кредитной политики:

  • Консервативный тип , направлен на минимизацию рисков. В этом случае во взаимоотношениях с клиентами, как правило, предусмотрена предоплата. При такой политике предприятие не стремится к расширению доли на рынке, существует риск потери клиентов.
  • Умеренный тип . Он подразумевает отсрочку платежей. Такую политику выбирают большинство фирм, находящихся в стадии развития.
  • Агрессивный тип . Характеризуется увеличением объемов продаж товаров или оказания услуг в кредит. Применяют организации, стремящиеся захватить большой сегмент рынка. Возможный риск – дефицит оборотного капитала.

Коэффициент отображает финансовую устойчивость и ликвидность предприятия . Низкий коэффициент говорит о высокой потребности компании в оборотном капитале, который необходим для расширения рынка сбыта. Особое значение ему уделяется в период высокой инфляции.

Информация о том, как управлять данным показателем, представлена на следующем видео:

Где применяют этот показатель

Этот показатель определяет эффективность взаимодействия организации со своими клиентами и показывает возможные пути увеличения рентабельности предприятия. Ускорить оборачиваемость дебиторской задолженности можно двумя способами: увеличением объема продаж и снижением дебиторской задолженности.

Коэффициент используют в своей работе: генеральный директор, финансовый менеджмент, руководитель отдела продаж, а также специалисты экономической и юридической служб.

Формулы и примеры расчета

Коэффициент (Одз) рассчитывается как отношение выручки (В) предприятия к среднему остатку дебиторской задолженности (СрДЗ) за определенный период: Одз = В/СрДЗ .

Как правило, за период берут календарный год. Расчет среднего остатка задолженности производят следующим образом — складывают сумму долга на начало и конец периода и делят на 2: СрДЗ = (ДЗнп + ДЗкп)/2 .

Например, годовая выручка организации в 2015 году составила 235 млн. руб. Сумма дебиторской задолженности в начале года составляла 180 млн. руб., на конец года – 120 млн. руб.:

  • Одз = 235 млн. руб./((180 млн. руб. + 120 млн. руб.)/2) = 235 млн. руб. /150 млн. руб. = 1,57

Для того чтобы определить, в течение какого количества дней задолженность остается неоплаченной, используют формулу расчета коэффициента в днях: Одз(дн) = Пдн / Одз , где Пдн – количестве дней в периоде.

В нашем примере дебиторская задолженность предприятия оборачивается за 232 дня (365 дн. / 1,57 = 232,48 дн.). Эти два показателя математически связаны и находятся в обратной зависимости друг от друга. При увеличении одного снижается значение другого.

Нормальное значение

Четких границ по данному показателю не существует. Более того, не всегда низкий коэффициент оборачиваемости говорит о неэффективной деятельности компании. Например, если показатель уменьшился, это может указывать как на увеличение числа неплатежеспособных контрагентов, так и на изменение политики фирмы в части расчетов с клиентами.

Предоставление покупателям или заказчикам отсрочки платежей может являться значительным конкурентным преимуществом, которое в свою очередь увеличит лояльность клиентов и приведет к расширению сферы влияния на рынке.

Очень важно изучать этот показатель в динамике. Если коэффициент увеличился по сравнению с предыдущими периодами, это говорит о положительной тенденции и улучшении финансовой устойчивости организации, при снижении показателя речь идет о негативной динамике. Причиной этому могут быть возможные финансовые трудности клиентов, снижение объемов продаж или отсутствие эффективной работы по взысканию долгов, когда снижается платежная дисциплина контрагентов.

В любом случае, оборачиваемость дебиторской задолженности необходимо рассматривать в совокупности с остальными финансовыми показателями, а также принимать во внимание отраслевые особенности и специфику деятельности предприятия. Для полноценного анализа рассчитываются коэффициенты в среднем по отрасли и по организациям, занимающим лидирующие позиции на рынке.